Мы продолжаем изучение культуры и искусства Древнего и средневекового Востока и сегодня мы раскроем тему «Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско – религиозных верований буддизма». Цель нашего урока: познакомиться с особым видом искусства Японии - японскими садами.
Квинтэссенция – это в античной и средневековой мифологии основная сущность вещей.
Синтоизм – (от японского, синто – путь богов) - это национальная религия японцев, наиболее распространённая в стране наряду с буддизмом, возникшая на основе тотемических представлений древности. В её основе лежит культ предков, поклонение богам и силам природы. Любое природное явление – дождь, гром, ветер, каждая гора, река, дерево, травинка воспринималось как особое божество – ками, чьё присутствие японцы ощущают повсюду постоянно. Эту особую грань национальной психологии можно определить как любование. В мифах подчёркивается превосходство сил жизни над силами разрушения. В синтоизме нет чёткой границы между людьми и богами (ками). Люди, согласно этой религии, произошли от ками, живут рядом с ними и могут становиться божествами после смерти. Верховным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой согласно мифологии синтоизма, ведёт свое происхождение императорская фамилия. Основной целью каждого человека признаётся гармоническое существование в духовном единстве со всем окружающим.
Буддизм – это одна из самых древних религий, зародившейся в VI – V веках до нашей эры в Древней Индии. Основатель этого учения Сиддхарха Гаутама – сын царя небольшого государства в среднем течении Ганга. Религия основана на учении о «четырёх благородных истинах»: страдание, его причина, освобождение от него (нирвана) и путь к такому освобождению. Жизнь, по буддизму, это цепь бесконечных перерождений. Чтобы обеспечить себе “хорошее перерождение”, не переродиться, скажем, в змею или насекомое, человек должен соблюдать предписания буддизма.
Синтоизм и буддизм, что общего вы в них находите? Ничего. Это абсолютная противоположность. Верно, но японцы - очень своеобразный народ, и поэтому буддийские верования, как и другие иноземные влияния, они воспринимают через собственное мировосприятие.
Проникновение в Японию буддизма с eгo ощущением нeпостоянства и мимолетности вceгo сущего обусловило восприятие природы как совершенного и одухотворенного космичеcкoгo тела Будды, которое никогда не умирает, но вечно обновляется («Ничто не остается бренным, все изменяется»). Это очарование непостоянством природы, культ бессмертной красоты, умение находить радость в том, что приносит мгнoвение, стремление найти поддержку ками и обрести гapмoнию с вечно обновляющейся природой получило зримый oтзвук в таком самобытном виде искусства, как японский сад.
Органическое взаимопроникновение синтоизма и буддизма стало основополагающим в духовной жизни японцев. Свидетельством своеобразия японского религиозного мышления в эпоху раннего средневековья является устройство японских садов. Японцы с особым трепетом относятся к природе, они стремятся к единению и гармонии с ней, так как 75% территории Японии составляют горы. И поэтому сады в Японии создают из камней. Острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озёра, горячие ключи и густые леса создают живописный и поэтический пейзаж. Но всё это в дикой природе. Её красоту японцы стремятся перенести в свои сады. Здесь есть и сакура, и композиции из камней и фонтаны. Все сады в Японии можно разделить на четыре группы, каждый из видов сада по своему оригинален и предполагает достижение определенной цели: постижение мира, получения наслаждения, созерцание прекрасного. Выпиши из учебника (параграф 33) их названия, предназначения и примеры:
№ |
Наименование сада |
Предназначение сада |
|
Пример |
||||
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Несмотря на различие типов сада, их создание предполагает соблюдение общих правил. Каких? (Выпиши в тетрадь.)
На основании изученного нами материала можно сделать следующий вывод. Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Это отношение своими корнями уходит в начало национальной японской религии – синтоизм, начиная по-новому звучать с приходом буддизма и дзен-буддизма. Каждая грань этой философии и религии находит отражение в саде, порождая на свет новые его виды, которые тут же становятся тонким искусством и предметом восхищения многих людей.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод - японский синтоизм дал жизнь культуре, уникальной по лаконичным, но отточенным до совершенства формам, будь то святилище, чайная церемония, японский сад или стихотворение танка. Синтоистское восприятие природы как вмeстилища духов определило отсутствие у японцев стремления к ее преобразованию и переустройству. Простота форм и ecтественность материала, дарованные природой, стали визитной карточкой японского искусства. Буддийское восприятие природы как космического тела Будды нашло выражение в умении ценить ее мимолетную, ускользающую красоту и вместе с тем ощущать через один предмет – цветок, кaмень, дерево – целые миры. Оно позволяет приобщиться к великому через малое, увидеть сложное в простом, ощутить вечность в мгновении.