При проектировании изделий, при разработке формы его следует учитывать особенности зрительного восприятия, которые объясняют целый ряд иллюзий зрения. Возникновение иллюзий является следствием особенностей восприятия целого и части, переоценки вертикальных линий, преувеличения острых углов, меняющегося рельефа и перспективы фигуры и фона.
а) светлые предметы на темном фоне воспринимаются несколько большими по величине, а темные - наоборот;
б) за счет зрительного преувеличения острых углов правый прямой угол воспринимается большим по величине, чем левый;
в) вертикальные линии всегда кажутся длиннее горизонтальных;
г) отрезки равной длины кажутся разными по величине в силу разной формы концов отрезков;
д) при сравнении двух фигур разных размеров все части меньшей фигуры воспринимаются меньшими;
е) параллельные прямые кажутся непараллельными из-за штриховки в разные стороны;
ж) площади, одинаковые по величине и по форме, заштрихованные в разных направлениях, воспринимаются как площади разной величины;
з) линии одинаковой кривизны, но разной длины, кажутся разной кривизны;
и) объем (площадь), окруженный малыми объемами, кажется больше того, что окружен большими объемами;
к) прямые линии на фоне концентрических окружностей зрительно меняют свою форму. Поэтому для компенсации этого эффекта приходится преднамеренно заменять прямые линии кривыми.
Все приведенные выше примеры говорят о том, что ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие означает приписывание наблюдаемому объекту определенного места в системе: расположения в пространстве, степени яркости, расстояния.
Практическая работа.
Давайте проделаем эксперимент. Положите на стол авторучку любой конструкции и попробуйте оценить ее качества. Дело окажется сложным. Положите еще одну, две, три авторучки разных конструкций и теперь сравнительно оценивайте качество каждой из них по любым критериям. Дело явно пошло лучше: уже видны многие плюсы и минусы. Если попросить принять участие в нашем эксперименте дизайнера, то окажется, что он ввел в сравнение такой мощный набор критериев, о котором мы при первых своих попытках и не догадывались. Следовательно, чтобы смотреть на предметы глазами дизайнера, нужно уметь расширять банк критериев для сравнения. Для этого обратимся к схеме 1 экспертизы и опенки любого изделия.
Схема позволяет расширить наши представления о подходах, а если еще и конкретизировать, то на знакомый предмет мы начинаем смотреть новыми глазами. Например, социолог заговорил о моде (разве ей не подвластны самолеты и автомобили, приборы и авторучки?); психолог вдруг одну из авторучек в нашем эксперименте назвал «скучной»; эргономист указал на неудобство надевания колпачка; инженер начал пересчитывать количество деталей в каждой авторучке; художник почему-то стал переставлять колпачки, меняя их по форме и цвету; экономист забраковал самую лучшую авторучку — дескать, дорогая, за такую цену многие ее не купят. Еще объединились психолог, социолог и экономист и в один голос: нечистый эксперимент, сравниваем дорогую модницу с каждодневной золушкой, и вообще, давайте, сначала определим потребителя: кто он? чего он хочет? На столе уже добрый десяток проектов авторучек, а разговор усложняется и удлиняется. Оказалось, что если будем выпускать новую авторучку, то надо учесть дефицит пишущих узлов, высвобождение производственных мощностей на фабрике в городе Н., а еще то, что во всем мире распространение получают сверхточные шариковые пишущие узлы, заправляемые чернилами. Разговор переходит в спор: каждый специалист все настойчивее обращает внимание на «свои» проблемы, конечно, считая их самыми главными. А что делает дизайнер? А что ему делать, если в комнате он один, на столе десяток проектов авторучек и честное отношение к созданию нового изделия потребует учета всех специфичных мнений, замечаний, особенностей? Делать нечего — надо приступать к созданию нового изделия, отрабатывать алгоритм дизайна.
Задание:
- Познакомьтесь с представленной информацией.
- С точки зрения двух - трёх экспертов (социолога, инженера, экономиста, художника, эргономиста) дайте экспертную оценку любому школьному атрибуту.