Четверг, 21.11.2024, 09:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта

Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре

Здравствуйте!

Тема урока: эстетика Высокого Возрождения в скульптуре

Цель урока: познакомиться со скульптурой Высокого Возрождения на примере творчества Микеланджело Буонарроти.

Инструкция: в тексте урока будет много пропусков, которые ты, ученик, должен будешь заполнить, используя дополнительные источники информации об этом гениальном мастере. Конечно, найти эти слова - не самоцель. Внимательно прочитай урок и рассмотри иллюстрации. А пропущенные слова под номерами вышли на почту учителя.

 

Выдающимся скульптором и живописцем, мастером монументального героического образа был Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Он прошел долгий творческий путь, был свидетелем не только кульминации, но и заката эпохи Возрождения. Его считали и архитектором, и живописцем, но сам он отдавал бОльшее предпочтение скульптуре.

Его ранние рельефы "_____(1) у лестницы" и "Битва ______(2)", уже отличались героическим духом и атлетическим сложением образов.

   

Мраморная группа "_______(3)" (сцена оплакивания Христа Богоматерью), созданная в Риме и принесшая мастеру славу, отмечена классической ясностью и глубоким психологическим раскрытием драматической коллизии.

   

В 1501 г., возвратясь во Флоренцию из Рима, Микеланджело берется за выполнение колоссальной мраморной статуи "______(4)", которая была установлена на площади перед палаццо Веккьо и воспринималась современниками как призыв к защите города. В этом библейском образе победителя Голиафа воплотились идеи гражданского подвига и мощи свободного человека. (В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции, а на площади - ее точная копия.)

 

С 1505 г. Микеланджело начинает работу над скульптурной гробницей папы _______(5), которая продлилась с несколькими перерывами почти 40 лет, но так и не была завершена. От замысла сохранились луврские статуи двух пленников ("Скованный раб" и "Умирающий раб"); римская статуя Моисея и единственное произведение в собрании русских музеев - эрмитажный "Скорчившийся мальчик". Образы "Пленников" как бы отразили борьбу человека со сковывающими его силами. Они стали свидетельством того, что Микеланджело одним из первых предвидел трагедию ренессансной Италии.

 

Во время перерыва работы над гробницей Микеланджело приступает к росписи потолка ______(6) капеллы в Ватикане. Работа длилась почти четыре года. Роспись посвящена сценам Священной истории. Во фреске "Сотворение _______(7) Бог-творец Саваоф, прикасаясь к руке Адама, как бы передает ему свою творческую энергию. В данной точке сосредоточена вся динамика изображения.

 

В 1520-1534 гг. Микеланджело работает над усыпальницей Медичи в церкви Сан Лоренцо (Флоренция). Гробница Лоренцо Медичи украшена скульптурной группой "Утро" и "______(8)", а гробница Джулиано Медичи - "День" и "______(9)". Эти соскальзывающие с закругленных крышек саркофагов фигуры, полные тревоги и беспокойства, символизируют быстротекущее время и наводят на глубокие раздумья. Статуи самих герцогов Медичи помещены в стенные ниши над саркофагами и олицетворяют жизнь деятельную и созерцательную. Лоренцо олицетворяет жизнь созерцательную, к которой склонны философы, поэты, ученые. Этому образу созвучны аллегорические фигуры времен суток на его саркофаге. 

Деятельную жизнь военных, политиков, банкиров персонифицирует Джулиано. Решительная поза свидетельствует о внутренней силе, энергии, целеустремленности его натуры. Его поддерживает яростная динамика Дня и трагическое оцепенение Ночи.

Мощь созданных Микеланджело образов, так называемое напряжение духа, связана с античным представлением о космической драме Божественной души, которая заключена в свое прекрасное тело, как в темницу. И освободить ее может только смерть - лейтмотив скульптурной декорации капеллы Медичи.

Алтарная ниша капеллы украшена статуями Мадонны и святых - покровителей рода Медичи. Образ Мадонны, нежный и лиричный, олицетворяет веру в воскресение - единственное, что может примирить человека с мыслью о смерти. К статуе Мадонны обращены взоры святых, к ней повернуты головы обоих герцогов как бы в надежде на заступничество и утешение.

 

Мадонна придерживает Младенца, прильнувшего к ее груди. Мотив кормления грудью выражает самую глубокую близость матери и ребенка. Но даже в этот особо интимный момент во взгляде Мадонны, в жесте ее руки просматривается отрешенность. Словно она провидит судьбу не только своего Сына, но и всего живого, бессильного перед всесокрушающей смертью. В статуе напрочь отсутствует торжественная монументальность, свойственная алтарным образам. Вместе с тем ее выразительный образ, явивший сложный сплав инстинктивного порыва матери и высокого духовного прозрения Богородицы, - квинтэссенция идейного замысла ансамбля капеллы.

Все без исключения статуи - Маданны, герцогов, аллегорий времен суток - свидетельствуют о пластической мощи Микеланджело. Но даже среди них Ночь занимает особое место. Будучи прекрасным поэтом, Микеланджело посвящает Ночи множество сонетов. Вот один из них:

Молчи, прошу, не смей меня будить.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать - удел завидный...

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

Пожалуй, именно эта скульптура наиболее полно отразила весь трагизм эпохи Возрождения, когда возвеличенный лучшими умами человек так и не стал свободным.