Суббота, 04.05.2024, 14:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Ампир

Ампи́р ( фр. — «империя») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I и был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии. Развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века во многих европейских государствах. Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка и колонна. Стиль ампир является завершающим этапом классицизма.

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии классических элементов (колонны, пилястры, лепные карнизы), античных образцов скульптуры (грифоны, сфинксы, львиные лапы), элементов военной символики . Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.

Успехи в военной кампании 1812 года окружили образ Александра I ореолом вершителя судеб не только Российской империи, но и всей Европы. При этом впечатления от имперского Парижа породили у царя желание превратить Петербург в "мировую столицу", имперский город, достойный славы русского императора. Исторический парадокс заключался в том, что национальная гордость русского царя-победителя нашла воплощение в формах стиля побежденной Франции - ампира.

Одним из основоположников «русского ампира» стал Огюст Монферран.  Наиболее известные представители стиля в России: архитектор Карл Росси, Андреян Захаров, Андрей Воронихин.

Огюст Монферран  (1786-1858) — архитектор французского происхождения, один из ведущих архитекторов высокого классицизма, или русского ампира. Молодой Монферран принимал активное участие в наполеоновских войнах и даже был награжден орденом Почетного легиона. Заграничные походы армии Наполеона обогатили его знаниями архитектуры, в частности античной и эпохи Возрождения. Творческий путь архитектора фактически связан только с Россией, и прежде всего с Петербургом, куда Монферран приехал в 1816 г. Здесь он жил на протяжении более сорока лет, до самой смерти. Главное творение его жизни - Исаакиевский собор. Монферран возвел Александровскую колонну на Дворцовой площади (С.-П.), он - автор постамента под Царь-Колоколом. 

  

Стиль ампир утвердился в России благодаря Карлу Ива́новичу Ро́сси (1775—1849) — российскому архитектору итальянского происхождения, крупнейшему зодчему русского ампира. 

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Росси ввел в архитектурный декор элементы древнерусской военной символики и получил национальный вариант ампира. Русский ампир отличался смелостью пространственных решений - любая градостроительная задача решалась в динеамике. Свои городские ансамбли Росси выстраивал как декорацию для театрализованного действа. В результате была реализована, казалось, невозможная идея - превратить целый город в произведение искусства, в музей под открытым небом. Его Дворцовая площадь, главная площадь Санкт-Петербурга, стала первым произведением русского ампира:

Фасад-ширма образуется корпусами министерств и Главным штабом, соединенными колоссальной Триумфальной аркой, которая играет в образе площади решающую роль. Мощный арочный проем, усиленный скульптурным декором, порождает мажорный героический образ триумфального сооружения в честь победы над Наполеоном.

Михайловский дворец — бывшая резиденция сына Павла I Михаила, еще один прекрасный памятник русского ампира руки Карл Росси. Над проектом он начал работать в 1817 году. Зодчим был спланирован не просто дворец, а русская усадьба, в которой главный корпус и два боковых флигеля образуют единое целое. Одновременно архитектор создал площадь перед дворцом (Михайловская, ныне — площадь Искусств). В роскоши и изяществе дворец не уступал лучшим европейским. Личные покои Михаила Павловича располагались на первом этаже. В центре анфилады второго этажа со стороны сада Росси был устроен Белый зал. Его художественное оформление было особенно впечатляющим. Здесь уцелели роспись плафона и мебель, изготовленная по эскизам самого Росси. Широкая гранитная лестница у входа в здание украшена двумя статуями львов. Они являются копией античных статуй, найденных в началу XVI века при раскопках в Риме. Сейчас в здании находится Государственный Русский музей.

 

Московские Триумфальные Ворота

Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами, работавшими по рисункам Осипа Бове — архитектора Ворот. Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем, колонны и скульптура — отливались из чугуна. В 1936 году арка была разобрана, часть скульптур была передана в музей. В 1966—1968 годах Триумфальная арка была воссоздана на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва». Кирпичные сводчатые перекрытия арки были заменены на железобетонные конструкции.

Казанский собор

Казанский собор - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. В честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.

Ответь на вопросы по тексту урока:

1. Какие имена стали синонимами русского ампира? Приведите 3 примера

2. Определите авторов данных шедевров русского ампира:

Триумфальная арка на Дворцовой площади в С.-П.

Дворцовая площадь в С.-П.

Казанский собор

Александровская колонна

Михайловский собор

Исаакиевский собор

3. Ими украшена лестница у входа в Михайловский дворец

4. В этом здании ныне находится Государственный Русский музей

5. Император пожелал, чтобы строящийся Казанский собор был похож на этот храм в Риме. О каком храме речь?