Суббота, 04.05.2024, 22:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Общая характеристика эпохи Возрождения

Здравствуйте!

Предлагаю ознакомиться с текстом урока.

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности, возрождением в новых формах блестящей цивилизации Греции и Рима, некогда одряхлевшей и погибшей под натиском варваров, утверждением культуры гуманизма. Это было концом Средневековья и началом новой эры.

Лев Любимов

Средневековье подготовило почву для новой европейской культуры, ставшей переходной от средневековой культуры к культуре Нового времени, во многом определив её художественное развитие. Этот период в истории стран Западной и Центральной Европы получил название Возрождение или гуманизм. Очагами новой культуры стали прежде всего Италия, Германия, Нидерланды, Франция, Англия, Испания.

В истории мировой художественной культуры эпоха Возрождения охватывает довольно краткий период, — всего три столетия (XIV-ХVI вв.). Но по силе, новизне и смелости художественные достижения Возрождения не уступают предшествующим эпохам. Это было время развития искусств и науки, новых географических открытий, изобретения книгопечатания и открытия гелиоцентрической системы, изучения анатомии и разработки перспективы. В это время стали широко применяться порох и огнестрельное оружие, самопрялка и печатный станок, компас и барометр, телескоп и микроскоп, часы с маятником и рулевая лопасть у корабля.

Появление в конце XIII — начале XIV в. нового культурного движения было не случайно. Оно было связано с изменением экономической и социально-политической жизни средневекового общества: ростом городов и освобождением их от феодальной зависимости, расширением торговли и товарно-денежных отношений, развитием цеховой организации ремесленного производства и личной инициативы. Новая европейская культура возникла на родине античности — в Италии, где находились крупнейшие города-республики: Флоренция, Генуя, Венеция, Милан, где «сам воздух и сама земля обеспечили итальянцам преемственность великой культуры античного мира». По-итальянски это новое культурное направление называлось Ринашименто. Но в европейских языках закрепилось французское слово «Ренессанс» (фр.), что в переводе на русский язык и означает «Возрождение».

Впервые термин «возрождение» употребил в 1550 г. итальянский художник, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1511-1574) в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Так получил название новый художественный стиль, сохранивший преемственность античной культуры, которая воспринималась итальянцами XIV-ХVI вв. как национальное достояние, вдохновляла и была для них источником и образцом творчества и жизневосприятия.

Но открытие, или возрождение, лучезарной античности — это не просто подражание и возвращение греко-римских традиций и идеалов. Это новое прочтение античной культуры, забытой во времена средневекового аскетизма. В этом смысле термин «гуманизм» (от лат. humanus — человечный) даёт более широкое понимание культуры, провозгласившей человека и его блага высшей ценностью. Ещё римляне называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей. В гуманистическом мировоззрении Ренессанса центром космического бытия становится Человек-творец, который подобен Богу-творцу (по словам Николая Кузанского «Человек есть второй Бог»), Это творческий, энергичный, волевой, раскрепощённый человек, пришедший совершать великие дела и подвиги; это светский человек, умеющий радоваться жизни и ощущающий многообразие собственных возможностей. Но если в античном мире человек зависел от рока, то человек эпохи Возрождения — это сильная личность, сама выбирающая свою судьбу и верующая в свои возможности, волю, разум.

Таким образом, в переходной эпохе Ренессанса, обращаясь к человеку как к высшему началу бытия, теоцентризм культуры Средневековья постепенно сменяется антропоцентризмом культуры Нового времени. Известный итальянский гуманист Возрождения Пика делла Мирандола (1463-1494) так говорит человеку устами Бога: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что в нём есть. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».

Вместе с тем, так возвышая человека, «которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!», и чрезмерно воспевая радости земной жизни, красоту человеческого тела, создавая культ наслаждений и пользы, некоторые мыслители эпохи Возрождения несколько снижали моральную планку человека. Примером тому — новая формула нравственности Никколо Макиавелли (1469- 1527): «Цель оправдывает средства», которая стала апофеозом самоутверждения личности, не ограниченной законами морали.

Вообще, это было время, полное противоречий: между добром и злом, красотой и уродством, благородством и коварством, целомудрием и чувственностью. «Не раз было отмечено, что дурное и хорошее сплетаются между собой самым удивительным образом в эпоху Возрождения. Люди вышли из мрака Средневековья, освободились от мертвящего церковного догматизма, новый высокий идеал озарил их духовную жизнь, но они ещё не отёсаны, ещё новички в свободомыслии. Гармонии в социальном устройстве не было достигнуто, безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях». (Лев Любимов)

В новом мировоззрении тесно переплетались божественное и материальное, небесное и земное, церковное и светское. Но постепенно культура Ренессанса обретала всё более светский характер. Питаясь традициями античности и Средневековья, она не стала при этом ни ортодоксально-религиозной, ни языческой. Гуманисты Возрождения, будучи глубоко верующими людьми, пытались объединить идеалы античности и христианства. Они сумели земное поднять до небес, а небесное опустить на землю.

Интерес к человеку и личностным ценностям привел к идеализации и мифологическому возвышению человека, его индивидуальности и свободомыслию, к философии светского индивидуализма. Именно в эпоху европейского Возрождения появляются одарённые, разносторонне развитые, универсальные личности, которые становятся эстетическим и этическим идеалом Нового времени. По словам Ф. Энгельса, «это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности... Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком, инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравёром, скульптором, архитектором... Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем Нового времени. Лютер создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал «“Марсельезой” XVI века».

Важнейшей переменой того времени стало изменение взгляда человека на мир. Люди по-другому стали смотреть на то, что их окружает: на небо, на землю, на самих себя. Возрождение высоко подняло представление о человеческом разуме, его способности познавать мир. Наука эпохи Возрождения представлена блестящей плеядой учёных. Это Николай Коперник (1473-1541), создавший гелиоцентрическую систему мира; Джордано Бруно (1548-1600), выдвинувший концепцию о бесконечном множестве миров Вселенной; Иоганн Кеплер (1571-1630), открывший закон движения планет и теорию затмений; Галилео Галилей (1564-1642), заложивший основы современной механики (законы инерции и свободного падения, колебания маятника) и обнаруживший пятна на Солнце; Мигель Сервет (1509-1553), высказавший идею о малом круге кровообращения; Андреас Везалий (1514-1564), создавший труд по анатомии человека в семи книгах; Иоганн Гутенберг (1394/99-1466/68), придумавший печатный станок с разборным шрифтом.

Символом этой эпохи стал Леонардо да Винчи (1452-1519) — один из наиболее универсальных гениев в истории человечества. Его труды в области математики, естественных наук, механики поражают своей разносторонностью. Его справедливо считают пионером современного естествознания, теоретиком экспериментально-математического исследования природы. Он отстаивал решающее значение опыта в познании природы, считая, что «Мудрость — дочь опыта».

Если астрономические открытия изменили взгляд человека на небо, то географические экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Америго Веспуччи расширили географические познания, изменив взгляд на Землю. На картах, составленных в XVI в., открылись новые очертания материков, которые в основном соответствовали нынешним представлениям.

Изменения представлений о Вселенной происходили наряду с изменением и в философии, которая была тесно связана с наукой. Философия Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму. Кроме перечисленных учёных-мыслителей, важнейшими представителями философии эпохи Ренессанса были:

Николай Кузанский (1401-1464) — кардинал, математик, механик, астроном, автор «учения о совпадении противоположностей». Он утверждал, что у Вселенной нет границ, что она бесконечна, тем самым подготовив почву для гелиоцентрических воззрений Коперника. Утверждая, что мир бесконечен, «божественный Кузанец» приходит к выводу, что процесс познания — это бесконечное совершенствование человеческих знаний. Философ называет человека вторым Богом потому, что, «как Бог есть творец реальных вещей и естественных форм, так и человек — творец логического бытия и искусственных форм». По мнению Кузанского, Бог недоступен человеческому рассудку, но зато ему открыт весь материальный мир, а в основе всех явлений природы лежат математические отношения. Согласно ему, высшей познавательной способностью является разум, чья деятельность отделена от чувств. Разум рассматривается им как высшая теоретическая способность.

Марсилио Фичино (1433-1499) — итальянский философ, пытался создать новую философскую картину мира и с её помощью преодолеть христианскую религию и снова связать культуру с эллинизмом.

Николло Макиавелли (1469-1527) — итальянский политический деятель и историк. Объектом его исследования были политика, личность правителей, устройство государственного механизма. Его мораль подчинена целям политики, а религия рассматривается им как часть общественной жизни.

Эразм Роттердамский (1466-1536) — нидерландский писатель, богослов, родоначальник новой гуманистической философии. Он считал, что великое обновление мира должно начаться с духовного раскрепощения. Его идеалом образования был эстетический, моральный и религиозный индивидуализм.

Английский мыслитель Томас Мор (1474-1535) стал основоположником утопического социализма, разработал теорию о наилучшем устройстве государства на острове Утопия, где нет частной собственности, а все граждане трудятся и разумно отдыхают. Мор требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догм и передачи дела воспитания юношества духовенству.

Томазо Кампанелла (1568-1639), развивший идеи об идеальном городе-государстве. В книге «Город Солнца» он даёт описание общественного устройства на принципах утопического социализма.

Мишель Монтень (1533-1592) — французский юрист, политик и философ. По своему мировоззрению он, ярко выраженный скептик, занимался проблемами морали. Монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, ссылаясь на сомнительность человеческого существования.

Изменение мировоззрения, новые географические и научные открытия эпохи Возрождения подорвали позиции всесильной католической церкви, подвергнув сомнению её ученье. В недрах католицизма в XVI в. появилось реформаторское движение за демократизацию и гуманизацию церкви. В истории это время борьбы за перемены (реформы) в делах веры получило название Реформация.

Во главе Реформации стал монах и преподаватель теологии Виттенбергского университета в Германии Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 г. Лютер опубликовал 95 тезисов своего учения. В них он писал о том, что управление церковью должно быть изменено, а простые люди должны принимать большее участие в церковных службах и свободно обсуждать вопросы веры, без страха понести за это наказание. Он критиковал продажу индульгенций (отпущение грехов) и торговлю церковными санами, обвинял священнослужителей в корыстолюбии и невежестве, отрицал принцип непогрешимости папы, утверждал, что истинная вера должна основываться не на церковных догмах, а на Библии, которую необходимо перевести с латыни на современные европейские языки. Слова Лютера: «На том стою и не могу иначе!» — стали крылатыми. Хотя Лютера объявили еретиком и отлучили от церкви, его идеи нашли поддержку, а его последователей стали называть лютеранами. Возражая против папы римского, часть из них с 1524 г. стала выступать с протестом в защиту своего учителя. Так возникло новое течение в христианстве — протестантизм. Известными деятелями Реформации были также: цюрихский священник Ульрих Цвингли (1484-1531), который придерживался особо непримиримых взглядов, и французский богослов из Женевы Жан Кальвин (1509-1564), который изложил свои взгляды на религию в книге «Наставление в христианской вере».

Таким образом, Реформация, которая изначально пыталась преобразовать католическую церковь, привела к расколу христианского мира и созданию ряда протестантских церквей. Главными из них стали: лютеранство, получившее господство в Германии и Скандинавии; кальвинизм — в Швейцарии, Шотландии и Нидерландах, пресвитерианство — в Шотландии; англиканизм — в Англии. Несмотря на обилие различных течений, протестантские церкви отличались от католической тем, что переносили центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность.

Ученик! Теперь ты имеешь общее представление об эпохе Возрождения. Эта информация поможет тебе лучше понять то, что происходило в искусстве того времени. Перейди по ссылке и выполни задания: https://docs.google.com/document/d/17OwBTM24U_hXd8m8EAg1HxRfiwYMOkvY5jD-QuwP_W0/edit?usp=sharing