Суббота, 04.05.2024, 16:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Первобытное искусство

Первобытное, или доисторическое искусство — искусство первобытного общества, созданное до появления письменности.

В чистом виде первобытного искусства не существовало. Это связано с синкретическим характером первобытной культуры, с нерасчлененностью ее основных элементов: художественной, материальной и духовной частей. Первобытный человек считал себя составляющей частью природной среды, общины. На данном этапе своего развития человек олицетворял себя с природой, чувствуя родственную связь со всеми живыми организмами. Человеческая индивидуальность на данном этапе проявлялась исключительно на уровне инстинктов. Для человека было нормой воспринимать соотношение неких символов с окружающей реальностью, словами и предметами. Именно поэтому характерной особенностью того этапа развития является причинение зла рисунку или предмету в реальности. Далее такое отношение к окружающей среде стало причиной развития фетишизма — веры в обладание предметами нереальной силой. Поэтому древнейшее искусство неотделимо от мифологии, магии, ритуалов и т.п. Например, первобытные охотники создавали не просто изображение зверя, а формировали подлинный объект охоты и считали, что поражение этого звериного двойника копьем или стрелой с необходимостью обеспечит им успех на охоте. Искусство также создавало опознавательные знаки, символы того или иного коллектива людей, обереги, спасающие от несчастий или болезней. В качестве такого знака, например, могло выступать изображение тотемного животного (см. тотем), которое наносилось не только на стены жилища или предметы быта, но и на тело человека в виде особой раскраски или татуировки. Искусство в определенной степени отражало окружающий мир, было его копией. Считается, что одним из первых произведений первобытного искусства стал отпечаток руки – «знак принадлежности», который часто встречается среди наскальных рисунков. Такие изображения рук (чаще всего левых) служили знаком обладания и волшебной власти над некой территорией или объектом. В некоторых восточных странах до сих пор изображение женской левой руки крепят на капот автомобиля, что имеет тот же смысл, что у славян подкова – «на удачу».

Задание 1. Запиши в тетрадь определения выделенных жирным шрифтом терминов (сформулируй из текста, для определения термина "тотем" перейди по ссылке) 

Таким образом, периодизация искусства первобытного общества совпадает с периодизацией культуры первобытности. Ученые разделили всю историю первобытного строя по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие: каменный, бронзовый и железный века. 

Каменный век, в свою очередь, делится на:

  • палеолит (в его развитии можно проследить ряд этапов: древний (нижний палеолит) (до 150 тыс. до н. э.); средний палеолит (150 - 35 тыс. до н. э.); верхний или поздний палеолит (35 - 10 тыс. до н. э.))
  • мезолит (10-5 тыс. лет до н.э.)
  • неолит

Палеолит

Точные даты каменного века являются неопределёнными, спорными и зависят от конкретного региона. Однако, можно говорить о каменном веке в целом, как о периоде для всего человечества.

Основные виды изобразительного искусства, по мнению археологов, появились в эпоху палеолита, причем, его позднего этапа (верхнего палеолита). Поздний палеолит (35 - 10 тыс. до н. э.) - наиболее важный для изучения искусства этап, так как в это время окончательно сложилась родовая организация, появилась изобразительная деятельность. Это время рождения первых религиозных воззрений, магии, тотемизма и анимистических представлений. Памятники скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, в Южной Азии и в Северной Африке.

Овладев в предшествующие периоды техникой изготовления примитивных каменных орудий, человек позднего палеолита, совершенствуя навыки, создавал орудия труда все более разнообразными и законченными по форме. Он уже жил не только в созданных природой убежищах (пещеры, гроты), а научился строить из разного материала наземные жилища (стоянки в Костенках, Мезине и др.). Люди знали огонь, заботились о погребении сородичей. Наш далекий предок уже умел обрабатывать шкуры животных и делать из них одежду. Сплочение родового коллектива позднего палеолита позволило вести загонную охоту на крупных животных, что было значительным завоеванием человечества.

Самым большим успехом в духовной жизни людей этого времени было появление первых и пока еще робких шагов в области изобразительного искусства. В эпоху позднего палеолита родились все виды изобразительной деятельности: росписи на стенах и скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге, прикладное искусство. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился. Это изображение оленя, мамонта, быка, бизона, лошади, льва. Кроме этого встречаются изображение женщины, играющей в это время значительную роль, так как в этот период существовал матриархат. Круглая пластика создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по-видимому, дерева. Пещерные росписи создавались в труднодоступных местах пещеры, на большом удалении от входа (от 100 до 800 метров). Это может свидетельствовать о ритуально-магическом назначении изображенного. В живописи использовались земляные краски: желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Отсутствует зеленые и синие тона. Особое отношение людей палеолита к красному цвету. В научной литературе отмечается, что красный цвет в эту эпоху - цвет крови и огня. Он, может быть, означал и жизнь, и свет, и тепло. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений и с помощью примитивных кистей из пучка травы или волос из шкуры животного наносилась на поверхность камня, глины. Основным районом распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании. В Восточной Европе и Сибири преимущественно бытовала мелкая пластика – так называемое мобильное искусство. И только на Урале, в Каповой пещере, сравнительно недавно (в 1959 году) обнаружены росписи эпохи Мадлен (20 - 10 тыс. до н. э.)

Задание 2. Из текста выпиши в тетрадь, чего достигли первобытные люди в эпоху позднего палеолита. Посмотри видео.

Мезолит

В эпоху мезолита изменился образ жизни первобытных людей. Ледник отступил и группирующиеся в небольшие коллективы люди осваивали большую, чем раньше, территорию. В это время значительно усовершенствовалась орудийная деятельность, стали широко использоваться лук и стрелы, была приручена собака и некоторые другие виды животных. Глубокие изменения климатических условий привели к значительным переменам европейской флоры и фауны. Интенсивно развивается рыболовство, о чем свидетельствуют огромные скопления пищевых отбросов, состоящие главным образом из устричных раковин и рыбных костей. Предметом охоты становится лось, благородный олень, зубр, кабан, водоплавающая птица. Человек начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. В распоряжении человека появилась деревянная утварь, плетёные из лыка, камыша корзины и сумки. Он, видимо, научился вязать или плести ткани и рыболовные снасти. Человек создал лодку – первое средство передвижения.

В эту эпоху ярко проявляется одна из закономерностей поступательного развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания, сопровождаются некоторой утратой, достигнутого в предшествующий период. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность (как и сама пещерная живопись). В картинах мезолита фигуры людей и животных передаются силуэтно, объемность одноцветных изображений отсутствует. Однако в этих наскальных росписях появляется и то, чего не было ранее – они приобретают повествовательный характер, события передаются последовательно и взаимосвязано. Центр интереса художников мезолита оказался перемещен с животного на человека, который постепенно возвышается над природой, навязывая ей свою волю, подтверждением чему могут служить многочисленные сюжеты, связанные не только с хозяйственной или военной деятельностью людей, но также и с их развлечениями (знаменитое изображение танцующих женщин на скале у мыса Доброй Надежды). Эти росписи постепенно превращались в своеобразную летопись первобытного человека, повествующую о его труде и открытиях. Стремление раскрыть смысл явлений, показать эмоционально-драматическое действие рождает динамичную, часто многофигурную композицию на плоскости. Наскальная живопись сохранилась на скалах Восточной Испании (Испанский Левант), на Кавказе и в Средней Азии. Во всех этих местах, чаще на открытых скалах, встречаются красочные и гравированные небольшого размера изображения животных и людей. Краской, преимущественно темно-красной или черной наносился сплошной силуэт фигур.

Наскальное искусство Восточной Испании – яркая страница мезолитического искусства. В центре внимания художников этого региона - человек. Все усилия мастеров направлены на передачу действия, движения. В наскальной живописи преобладают многофигурные композиции, живо воспроизводящие различные эпизоды из жизни человека. Среди наиболее интересных изображений - «Охота на оленей» роспись на скале Альпера, восточная Испания, «Сборщица мёда» из пещеры Арана, восточная Испания. Перед нами умело построенная композиция, в повествовательной манере передающие эпизод охоты лучников на оленей... С помощью связного, повествовательного рассказа утверждается мысль о победе человека: почти все животные поражены меткими стрелами охотников. Силуэтный принцип изображения усиливает ощущение энергии, динамичности. Сценам охоты в этот период, как по количеству, так и по качеству, принадлежит центральное место в искусстве.

Если изображения животного и человека эпохи мезолита внешне менее правдоподобны, чем в предыдущий период, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. В гравированных рисунках линия воспроизводит лишь общий контур объекта, но сила выразительности образного решения не теряется, так как всё сосредотачивается на передаче экспрессии движения персонажей, которые теперь являются участниками многофигурных сцен: сцен охоты, вооружённых столкновений, загона скота, сбора мёда, танцев и т.д. В отличии от палеолита в мезолитических росписях главенствующее положение начинает занимать человек, его действия. Теперь художник старается добиться не столько внешнего сходства, сколько показать внутренний смысл происходящего. Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее. Видимо, прежде всего, было важно изобразить действие человека, показать, как он бежит, стреляет, борется, танцует. Подчас фигура человека, данная одними штрихами, передаёт лишь схему движения.

Задание 3. Чем отличается искусство мезолита от искусства палеолита?

Неолит

В период неолита происходят существенные изменения в ведении хозяйства. В это время происходит переход от присваивающей деятельности к производящей. Появляются новые виды производящей деятельности – земледелие, скотоводство, новая техника производства каменных орудий, гончарное производство, строительство, ткачество. В это время заселяются широкие пространства, усиливается борьба между племенами за охотничьи угодья и места, удобные для жизни.

В этот период усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, в результате чего укрепляются родовые связи между людьми. В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения в ряде случаев достигали высоты около 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречаются примитивные изображения людей. Петроглифы встречаются на северо-востоке Европы, на Кавказе, Урале, в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

На юге Европы получила распространение антропоморфная скульптура. Наибольшую известность получили «каменные бабы» Северного Причерноморья, похожие на круглые каменные столбы. Помимо монументальных произведений, развивалась также и мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство и орнамент, где отмечается переход к абстрактному геометрическому рисунку. Особенно широкое распространение получил геометрический орнамент на керамике. Примером таких произведений являются сосуды Триполья (Южная Европа, 4-3 тыс. до н. э.), для которых характерен полихромный орнамент и разнообразные полосы, спирали и окружности.

Задание 4. К какому периоду каменного века относятся так называемые "венеры" ("Венера из Виллендорфа")? Ответ найди в Рунете.

В эпоху бронзы происходит дальнейшее совершенствование производства орудий труда, при котором используются медь и бронза. Ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства, окончательно утверждается патриархат. В этот же период на Ближнем и Дальнем Востоке возникают первые государства. С развитием хозяйственной деятельности и появлением рабовладения сложились благоприятные условия для развития духовной культуры.

Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая архитектура (греч. megas – большой, lithos – камень), тесно связанная с религиозно-культовыми идеями и представлениями. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры (бретонск. men – камень, hir – длинный) – это одиночные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, они были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний. Примером может служить широко известная аллея менгиров в Бретани, а также «Каменное войско» (Армения).

Дольмены (бретонск. tol – стол, men – камень) – сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода. Такие сооружения находятся не только в Европе, но и в Африке, на Кавказе и в Крыму.

Кромлехи (бретонск. crom – круг, lech - камень) – самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы, которые иногда перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Наиболее известным кромлехом является сооружение в Стоунхендже (Англия), имеющий внешний диаметр 30 метров и состоящий из четырех колец. Есть предположение о том, что кромлех был святилищем солнца.

Задание 5. Запиши достижения человека в эпоху бронзы. Выпиши определения мегалитов.

С началом эпохи железа каменные сооружения приобретают выраженный утилитарный характер – распространение получают каменные крепости и погребальные камеры в курганах вождей племен, получившие широкое распространение в Западной Европе, на Балканах и в Закавказье.

Подытожим.

В первобытную эпоху наметились две основные тенденции в развитии искусства – натурализм и символизм. На самом раннем этапе развития художественного творчества преобладала первая – главной своей целью художник видел максимально достоверную передачу внешнего облика реального объекта, которым чаще всего было животное. Далее происходит поворот к некоторому обобщению и схематизму изображений. На следующем этапе происходит возврат к натурализму и детализации, когда воспроизводятся целые эпизоды жизни и даже пространные повествовательные сюжеты. Но, в конечном итоге, в первобытном искусстве окончательно побеждает символизм, когда натуралистический образ заменяется знаком, а на смену живой имитации приходит сухой символ. Многие до сих пор полагают, что первобытный человек не уделял большого внимания искусству, будучи полностью поглощен борьбой за существование.

Однако не следует забывать о том, что первобытный человек еще сравнительно недавно отделил себя от природы и искусство играло в этом процессе очень важную роль – человек, вероятно, не стал бы человеком, будучи лишен возможности выражать себя в творчестве. Кроме того, судя по формам и количеству произведений первобытного искусства, первобытный человек обладал не меньшими творческими способностями, чем современный, а, скорее всего – даже большими. Он имел абсолютный художественный вкус, являясь активным художником в той же мере, в какой он был охотником, рыболовом или собирателем. Очевидно, что искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни, его естественной потребностью и условием выживания. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.

Историко-культурное значение первобытной культуры видится в следующем:

· первобытная культура является начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры;

· носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;

· в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека);

· первобытная культура сыграла в истории мировой культуры ключевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многообразие региональных особенности культурно-исторического процесса;

· значительное число достижений первобытного человечества сохраняет свое значение и в инвентаре современной культуры.