Суббота, 04.05.2024, 16:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Введение. Что такое МХК?

Здравствуйте!

Предлагаю ознакомиться с текстом урока.

Сегодня мне бы хотелось посвятить вас в общее понятие Мировой Художественной Культуры. И начнем мы с определения, что же такое МХК. 
Главное слово тут –
культура, с нее и начнем.
Культура – это все то, что человеком создано в результате его материального и духовного развития, а это нравственность, и наука, и искусство. Нравственность - это этика, законы, нормы жизни... Наука - это знания о мире, они не зависят от воли человека, - они объективны. А искусство - это воспроизведение жизни через художественный образ. Все, что видит человек, он пропускает через себя, свое сознание, и рождаются музыка, песня, живопись, скульптура, танец, кино, театр, литература... Искусство субъективно.

Теперь уточним, что такое «художественная культура».

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
"художественный" - прил.
1) Соотносящийся по знач. с сущ.: искусство, связанный с ним.
2) Связанный с деятельностью в области искусства.
3) Изображающий действительность в образах (противоп.: научный).
4) Свойственный произведениям искусства, характерный для них.
5) Отвечающий требованиям искусства; эстетический.
6) Соответствующий эстетическому вкусу, исполненный со вкусом.

Т.о., художественная культура, – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства искусства.
Художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений искусства.

Мировая. Тут присутствует некая узость нашего с вами изучения искусства. В курсе мировой художественной культуры, сокращенно МХК, мы будем знакомиться преимущественно с искусством Западной Европы. Конечно, мы поговорим о художественной культуре Древнего Египта, передней Азии, немного об искусстве Древнего Востока (как то: Индии, Китая и Японии), один урок будет посвящен искусству доколумбовой Америки. Но все же, доминантой нашего изучения станет искусство Западной Европы, во многом задававшей вектор развития всему мировому искусству. При недостатке времени мы совершенно не коснемся изучения искусства негритянской Африки, средней Азии, народов Австралии и Океании.

Что из искусства будет в центре нашего внимания? Тут стоит говорить о его видах. Виды искусства – это исторически сложившиеся особые образы художественной деятельности человека, которые различаются по средствам выражения действительности, по законам создания художественных образов. К таковым относятся – литература (основное отражение действительности – слово), музыка (окружающая действительность выражается в звуках) и изобразительное искусство (создание на плоскости или в пространстве видимого мира). Последнее можно разделить на пространственные и временные. Пространственные искусства обладают видимой формой, а временные воспринимаются в течение какого-то времени. Так вот, чаще всего мы будем говорить о ведущих видах искусства: об архитектуре, скульптуре и живописи. Иногда будем касаться музыки. Иногда декоративно-прикладного творчества. Редко - о кино, театре...

И так как культура (в том числе и художественная) не существует вне человека и его деятельности, то история мировой художественной культуры – это и есть история человеческого общества. Значит, без знания закономерностей исторического процесса нам не обойтись. Мы будем говорить о мировом искусстве через призму исторических событий и научных открытий.

Познакомься с краткой периодизацией истории культуры человечества.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.
Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т.д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вещами устанавливались близкие, почти родственные связи.

Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества — архитектура, скульптура, рельеф — достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».

Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. — Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые — Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека. когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках. Христианство переживает серьезный внутренний кризис.

Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым. хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох.
XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма, в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения - наука приобретает невиданную общественную значимость. Она начинает все активнее теснить религию, подрывая ее магические, иррациональные основания.
Возникшая тенденция еще более усиливается в XVIII в., веке Просвещения, когда религия становится предметом суровой, непримиримой критики. 
В XIX в. в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижения науки и техники, рядом с которыми начинают неуютно чувствовать себя не только религия, но и искусство. 
В XIX в. в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация, или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX в. достигла впечатляющих масштабов.

Теперь задания к этому уроку: прочитай урок №1 в учебнике и составь его конспект (краткую запись) в тетради. Далее: прочитай урок №2 и придумай не менее 7 вопросов по содержанию параграфа. Вопросы с ответами запиши в тетрадь. Тетрадь сдай учителю.