Суббота, 04.05.2024, 22:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Музыка Просвещения

Эпо́ха Просвеще́ния (конец XVII века — конец  XVIII) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы.  Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Это время революций («Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789)), борьбы за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и XVI и XVII веков, от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. В это время получил своё развитие деизм - (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий. В то же время деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества.

К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

Главными идеями Просвещения были:

- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

- Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.

- Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.

- Осуждение политической тирании.

Просветительское движение оказало значительное влияние на музыкальную жизнь конца 18 века. Её наиболее ярким явлением стало рождение Ве́нской класси́ческой шко́лы — направления европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв., представленной тремя гениями: Йозефом Гайдном, Вольфгангом Амадеем Моцартом и Людвигом ван Бетховеном.

 Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Многие из гуманистических идеалов эпохи нашли воплощение в творчестве композиторов Венской классической школы (далее - ВКШ). В творчестве этих художников обнаруживаются важнейшие общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, гуманистическая направленность, подлинная народность, демократизм. Сочинения композиторов ВКШ отличает широта охвата жизненного содержания. Глубокая серьёзность органически сочетается в них с весёлостью, шуткой, трагическое начало - с комическим. Эмоциональное соединяется с рациональным; свободный полёт фантазии - с точным расчётом, предельной стройностью, ясностью, совершенством формы. Представители ВКШ умели даже самое сложное содержание выражать предельно простым, понятным языком. Композиторами был выработан универсальный язык мирового музыкального искусства. Гайдн писал: «Мой язык понятен во всём мире». Композиторы ВКШ, опираясь на богатство народно-песенного искусства, пришли к пониманию новой мелодики. Облик этой новой мелодики приобретает «лицо» сочинения.

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Жанры церковной музыки, не изменившись внешне, переосмыслены "изнутри". Гайдн, Моцарт и Бетховен насытили их музыкальными образами исключительной яркости и глубины (Реквием Моцарта ♫); из произведений церковного обихода они превратились в особый род концертной вокально-инструментальной музыки.

Композиторы ВКШ по существу обобщили весь предшествующий опыт мирового музыкального искусства и на этой основе они выработали поистине универсальный язык, понятный всем людям.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Ведущее место в оркестре заняли скрипка и инструменты её семейства (смычковый квинтет), в группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна. Тромбон вошёл в симф. оркестр только с 5-й симфонии Бетховена. Утвердились оркестровые группы: довольно большая группа струнных (от 24 до 30 скрипок, 10-20 прочих струнных инструментов), парный состав деревянных (кроме флейты) и медных духовых инструментов; ударные (литавры). Духовые, выполнявшие прежде вспомогательные функции, стали самостоятельной группой, обладающей характерными тембровыми возможностями.

Новым в области камерно-инструментальных ансамблей было упрочение их состава - на смену прежним многообразным объединениям пришли строго регламентированные устойчивые составы струнного и фортепианного трио, струнного квартета, квинтета, дуэта какого-либо инструмента и фортепиано. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка.

С творчеством венских классиков связан расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля. Основной и наиболее характерной для ВКШ музыкальной формой является сонатное allegro. Ведущим принципом созданного ими сонатного allegro является контраст и последующее его смягчение, приведение к единству (см. Сонатная форма). В их творчестве складывается классический тип четырёхчастного сонатно-симфонического цикла - с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживленным финалом.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал и неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, музыку Гайдна отличает светлое радостное настроение. Бетховен предпочитал героический пафос борьбы, преодоления, победы, был большим поклонником  инструментальной музыки.   Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Гайдн пробовал себя в разных жанрах,  но наибольшего успеха достиг в области инструментальной музыки и оратории («Сотворение мира»,  «Времена года»). Так как население Австрии было многонациональным, то в состав школы входили не только австрийские немцы, но и  венгры, чехи, словенцы, обладавшие самобытной народной культурой. Гайдн впитывал эти элементы народного искусства и позже отобразил их в своих сочинениях. Ярчайшей вехой на пути развития жанра оратории явились оратории Гайдна "Сотворение мира" и "Времена года", увенчавшие его творчество. Объединив элементы ораторий, оперы, песни, церковной музыки и симфонии, Гайдн создал глубоко впечатляющие произведения, соединяющие в себе значительность содержания с простотой и доступностью музыкального языка. Гайдн уделял опере меньшее внимание.

Моцарт часто посещал Италию для изучения итальянской инструментальной музыки. Моцарт реже использовал народные мелодии, но их дух и характер нередко мы можем увидеть в операх («Волшебная флейта», «Дон Жуан»). Моцарту  была близка опера. Три значительнейших оперы Моцарта – «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» — положили основы для развития различных типов классической оперы: лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других. Новые оперные формы складывались в творчестве Моцарта с большой постепенностью, на основе усвоения опыта предшественников. Его оперы отличают глубокий реализм, тонкая индивидивидуальная обрисовка персонажей, выступающих в сложных взаимоотношениях, подлинная музыкальная драматургия, пронизывающая всё действие, органичное соединение различных, казалось бы противостоящих друг другу начал - серьёзного, возвышенного и весёлого, комического. ♫ (Моцарт, «Дон Жуан»)

Бетховен. Многие из эстетических идеалов Просвещения, в частности провозглашённый Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов ВКШ. Бетховен питал больший интерес к народной музыке. Неизгладимое влияние на его творчество оказали идеи Великой французской революции. Многие годы работал он над созданием единственной оперы «Фиделио». В своём "Фиделио" Бетховен создал своеобразный тип возвышенной революционно-героической оперы, обобщив и переосмыслив опыты времён Великой французской революции.

♫ (Бетховен, "Лунная соната")

Как уже отмечалось выше, в творчестве композиторов венской школы многие музыкальные жанры получили свой классический облик. Рассмотрим наиболее значительные из них.

Симфония

Наиболее сложная форма инструментальной музыки – симфония (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Композиторы венской классической школы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья – контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu – «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo – «шутка») - так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть – финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения. ♫ (Гайдн, «Королева», Ч.1, «Королева», Ч.2, «Королева», Ч.3, «Королева» Ч.4)

Композиторы венской школы придали симфонии необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма – народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.

Соната

Один из основных жанров инструментальной музыки - соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX - начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.

Сонатная форма

Сонатная форма – это принцип изложения музыкального материала. Он предполагает не механическое чередование частей и разделов, а взаимодействие тем и художественных образов. Темы – главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. Развитие тем проходит три этапа – экспозицию, разработку и репризу. Темы возникают в экспозиции (от лат. expositio – «изложение, показ»). Главная звучит в основной тональности, которая и определяет наименование тональности всего сочинения (например Симфония до мажор). Побочная обычно излагается в иной тональности – между темами возникает контраст. В разработке происходит дальнейшее развитие тем. Они могут вступать в острое взаимное противоречие. Иногда одна подавляет другую или, наоборот, уходит в тень, оставляя «сопернице» полную свободу действий. В репризе (фр. reprise, от reprendre – «возобновлять, повторять») темы на первый взгляд возвращаются в начальное состояние. Однако побочная звучит уже в основной тональности, таким образом приходя к единству с главной. Реприза – итог сложного пути, к которому темы приходят обогащённые опытом экспозиции и разработки. Итоги развития иногда закрепляют в дополнительном разделе – коде (от итал. coda – «хвост»), однако она необязательна. Используют сонатную форму обычно в первой части сонаты и симфонии, а также (с небольшими изменениями) во второй части и в финале.

 

Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор. Яркость и глубина тематизма, логичность и целеустремлённость развития, строгость и вместе с тем одухотворённость и свобода форм сочинений композиторов В. к. ш. до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

Задание: используя все выделенные слова, составь логичный рассказ по теме урока.