Суббота, 04.05.2024, 12:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Северное Возрождение. Германия

В XV—XVI вв. Германия не имела постоянного политического центра. Роль столицы делили между собой несколько так называемых «имперских городов». Ахен со времён правления династии Каролингов (751—911 гг.) был местом совершения коронаций, Нюрнберг хранил в своих стенах императорскую корону и другие регалии. Во Франции и Англии уже утвердилась почти абсолютная власть королей, германских же императоров по обычаям раннего Средневековья избирал съезд князей, а корону они получали из рук Папы римского. Поэтому власть германского императора была ограничена не только произволом его подданных — князей, но и притеснениями Рима. Из всех католических стран именно Германия оказалась в особенно сильной зависимости от Рима, чем объясняется обострённая неприязнь её жителей к власти Папы.
В германских городах объединения ремесленников — цехи — играли не столь большую роль, как в североитальянских или нидерландских. Поэтому художники, принадлежавшие по традиции к ремесленному сословию, пользовались большей свободой от цеховых правил — этим объясняется их особая предприимчивость и подвижность. В Германии существовал обычай так называемых «образовательных путешествий», которые совершали молодые ремесленники различных (в том числе и художественных) специальностей после того, как заканчивали обучаться у мастера. «Чему не научился дома, то перейму на чужбине» — так говорили подмастерья-живописцы, отправляясь обычно в Нидерланды или Италию.
Художественные открытия итальянского Ренессанса приживались в Германии трудно. Немецкие мастера XVI в. не собирались слепо следовать советам иноземных учителей. Античность для них была скорее пищей для фантазии, а не источником вдохновения. Основной темой искусства Германии в XVI столетии, как и в Средневековье, была попытка в зримых образах воплотить христианский идеал, который часто становился знаменем борьбы против безнравственности и корыстолюбия церковных и светских владык.

Самым ярким представителем искусства Германии эпохи Возрождения был Альбрехт Дюрер, родившийся в семье нюрнбергского золотых дел мастера, переселенца из Венгрии. Будущий художник обучался отцовскому ремеслу, пока врождённая склонность к живописи не заставила его изменить семейной традиции. С 1490 г. Дюрер странствовал по Германии. В это время он овладел техникой гравирования* на меди.

* Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

С 1495 г. Дюрер прочно обосновался в Нюрнберге, открыл собственную мастерскую. Он писал портреты своих сограждан, расписал алтарь для дворцовой церкви в Виттенберге. Однако главным его делом в эти годы стала печатная графика. Тиражи гравюр** на дереве, отпечатанных Дюрером, значительно превзошли тиражи работ его предшественников. Дешёвые гравюры, так называемые «летучие листки», которые разносили по всей стране бродячие торговцы, принесли молодому художнику быстрый заработок и широкую известность. Дюрер печатал не только гравюры на дереве (адресованные покупателям из простонародной среды), но и более сложные по технике гравюры на меди. Доски для гравюр мастер вырезал собственноручно, не доверяя работу резчику: ведь только он, автор рисунка, мог знать, что значит каждый штрих. Поэтому линии его гравюр так свободны и точны.

**Гравюра — разновидность графического искусства, суть которого состоит в нанесении на выбранный в качестве холста материал оттиска какого-либо рисунка. В результате получается картина, процесс создания которой не требует применения кистей либо полотен. Для получения гравюры нужно иметь доску с выбитым на ней изображением, краски и материал, на который планируется наносить оттиск. Гравирование на дереве, а также сама гравюра на дереве называется ксилографией

В 1497 г. Альбрехт Дюрер создал цикл иллюстраций к последней книге Нового завета — «Апокалипсису» или «Откровению Иоанна Богослова». Эта книга, написанная в I в., содержит грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которому придёт Царство Божье. Доски для пятнадцати больших ксилографий он вырезал за несколько месяцев. В 1498 г. в типографии был напечатан первый тираж цикла, оформленного в виде альбома гравюр с краткими пояснениями на обороте. И словно слышен отзвук молитвы, записанной Дюрером в дневнике: «О Боже на небесах, сжалься над нами, о Господи Иисус Христос, заступись за твой народ, освободи нас вовремя…». В апокалиптических образах Дюрер воплотил боль своего непростого времени, тревогу, с которой в Европе ожидали окончания столетия. Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника» (1497-1498). Пророчества в Откровении Иоанна Богослова начинаются с появления четырех всадников на белом, рыжем, вороном и бледном конях, несущих людям гибель. На гравюре они возникают из густой тьмы, и стрелы небесных лучей показывают, что это – посланники неба. Натянута тетива лука у первого, меч второго готов разить. У третьего вместо оружия пустые весы на коромысле. Четвертый всадник – это сама Смерть – полуобнаженный старик с разорванном в крике ртом и горящими глазами. Он держит в руках вилы, которыми могильщики спихивали тела в яму во время эпидемий. Под копыта коней падают поверженные ужасом король, священник, крестьянин, горожанка. Это иллюстрация слов Откровения о том, что погибнут «и цари земные, и всякий раб, и всякий свободный...». После появления четырех всадников испытания человечества продолжаются. На гравюре «Трубный глас» (1497-1498) изображен момент снятия седьмой печати с Книги судеб. После звука трубы первого Ангела на землю обрушивается град и течет кровь. Каждый новый трубный звук семи Ангелов предвещает человечеству новые и страшные беды. Горят деревья и травы. Море обращается в кровь. Падает с неба звезда Полынь, и горькой становится вода на земле... Пылают берега, буря топит корабли, мрачнеет солнце, звезды сыплются на землю... (Задание 1: выпиши определения терминов "гравюра " и "ксилография")

 

Дюрер верил в пророчество Апокалипсиса. Он страстно добивался, чтобы его работы выглядели как можно убедительнее. Страшная кавалькада размещена по диагонали и едва помещается на доске, вызывая ощущение стремительного галопа. И даже фон – тонкая горизонтальная штриховка кажется , увлекает всадников за собой. Тесно сближая почти прямые черные линии Дюрер создал эффект наползающего мрака. Четкий линейный контур, струящиеся драпировки, динамизм действия - все это дань готической традиции. Данью готике является и аллегоричность, ибо всадники обозначают гибель, войну, голод и смерть. Аллегоричны и фигуры людей, гибнущих под копытами коней. Но готическая экспрессивность неотделима в гравюре от классического рационализма. Стремление к правде очевидно в повествовательности композиции, реалистичном изображении ландшафта и облика персонажей. Художник изобразил каждую пару конских ног в разном положении, достигнув столь выразительного образа скачки, что кажется - слышен цокот копыт. Галоп коней трех всадников звенит металлом, ибо они подкованы, а у поступи четвертого коня костяной звук, подобный громыханию костей его седока, самой Смерти. Мирный пейзаж в этой гравюре словно подсмотрен из окна, а в облике всадников, ангелов, людей подмечены самые характерные черты современников Дюрера.

Дюрер одним из первых среди европейских живописцев начал изображать самого себя. Свой первый автопортрет он выполнил в тринадцать лет. С тех пор мастер не раз представлял себя то изнуренным работой подмастерьем, то молчаливым серьёзным юношей, то нарядным кавалером, баловнем судьбы. Однако автопортрет Дюрера, написанный в 1500 г., считается самым лучшим. Дюрер всегда предельно откровенен со зрителем, но в этом полотне ему хотелось поведать о себе самое главное. Мастер изобразил себя в фас. Зритель сразу встречается с ним взглядом. Спокойно молодое ясное лицо Дюрера, спокойны широко раскрытые серые глаза; внутреннее волнение выдаст лишь жест красивой руки с длинными пальцами, нервно теребящей меховую оторочку одежды. Современного зрителя поражает то, что Дюрер осмелился придать своему автопортрету столь явное сходство С изображениями Христа. Современники Дюрера воспринимали всё намного проще: для североевропейца эпохи Возрождения Христос — новый идеал человека, и каждый христианин может не только уподобиться Христу, но и обязан стремиться к этому. В немецком языке и сейчас слово «Christ» означает и «Христос», и «христианин». Таким образом, Дюрер просто изобразил себя христианином. На чёрном поле автопортрета он вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, а справа, симметрично им, написал: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками». А рядом повторил год (1500), в котором многие его современники ожидали «скончания времён», а он решил написать автопортрет — своё завещание вечности.


В 1520—1521 гг. Дюрер с семейством путешествовал по рейнским землям и Нидерландам, был принят императором Карлом V в Ахене, посетил Антверпен, Брюссель, Брюгге и Гент. Местные художники повсюду принимали его с почётом, величая «князем живописцев».
Последние годы жизни Дюрер провёл в Нюрнберге. Стареющий бездетный мастер спешил поделиться своими секретами с потомками. Одна из немногих живописных работ тех лет - диптих «Четыре апостола» (1526 г.), подаренный Дюрером нюрнбергскому городскому Совету. Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. Могучие фигуры святых с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занавеса. За ними — фигуры Петра и Марка, погружённые в черноту фона, на котором выделяются высокий лоб Петра и вдохновенно горящие глаза Марка. Картины сопровождают тщательно подобранные тексты из писаний изображённых здесь святых, общий смысл которых - предостережение. Мастер увещевал своих сограждан остерегаться ересей и лжепророчеств, чтобы «не принять за Божественное слово человеческих заблуждений» (задание 2: на стр. 51 учебника найди доказательство тому, что Дюрер разделял взгляды протестантов). Альбрехт Дюрер умер в Нюрнберге в 1528 г. на пятьдесят восьмом году жизни. После него осталось более шестидесяти картин и несколько сотен гравюр.

В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли Католической церковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. Лютер считал, что никто не вправе распоряжаться чужой совестью; каждый может отвечать перед Богом лишь за себя. Это восприняли как прямой вызов Папе римскому. Лютер был отлучён от Церкви, но его поддержала большая часть немецкого бюргерства и дворянства. Многие мастера горячо сочувствовали выступлениям Мартина Лютера, в их числе был и Дюрер, а художник Лукас Кранах Старший финансировал издание Библии, переведённой Лютером на немецкий язык. Герцог Саксонии Фридрих Мудрый взял мятежного священника под свою защиту.
Так в Европе началась Реформация — широкое общественное движение, которое боролось с Католической церковью. Реформация позднее привела к тому, что население некоторых стран Европы стало исповедовать новое христианское вероучение, которое противостояло католичеству, — протестантство.
Крестьяне и городская беднота, страдавшие от притеснения со стороны духовных и светских господ, пошли дальше Лютера. Их лидеры призывали уничтожить государство, поделить имущество и установить всеобщее равенство — тогда и свершится Царство Божье на земле. В 1525—1526 гг. в Южной Германии запылала Крестьянская война. Повстанцы захватили многие замки, монастыри и города. Эти драматические события отразились на судьбах немецких мастеров первой половины XV столетия (задание 3: выпиши определение Реформации и ее итоги).