Суббота, 04.05.2024, 10:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Северное Возрождение. Англия

Как и все европейские страны, Англия пережила эпоху Возрождения, связанную с общим подъемом культуры, распространением гуманизма, возрождением античности. Правда, английское Возрождение не было таким мощным и длительным, как, например, в Италии. Но его влияние на культуру и искусство нельзя переоценить. Не случайно эта эпоха породила такие две величайшие фигуры, как Томас Мор в философии и Уильям Шекспир в поэзии и театральном искусстве.

Английское Возрождение — довольно позднее явление. В XV веке, когда во многих европейских странах происходило бурное развитие новых экономических отношений, Англия находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Поражение в Столетней войне, нескончаемые феодальные междоусобицы, война Алой и Белой Розы привели к деградации экономической и культурной жизни страны. Средневековые традиции в искусстве сохраняются на протяжении всего XV века. В стране существовали гильдии строителей, создававших церкви, соборы и монастыри, среди которых величайшим образцом было Вестминстерское аббатство в Лондоне. В строительстве и архитектуре получали широкое развитие традиции средневековой английской готики. Артели золотых и серебряных дел мастеров создавали украшения и декорировали трон и усыпальницы королей. В монастырях велась огромная работа по иллюстрации рукописей. Но многие художники английского средневековья были безымянны, они принадлежали к сословию ремесленников, труд которых не получал слишком широкого признания и имел главной своей функцией прославление королевской власти.

Лишь в конце столетия в стране устанавливается абсолютная монархия Тюдоров, которая кладет конец феодальным распрям и открывает путь для быстро растущего процветания, связанного с первоначальным накоплением капитала. В Англии бурно развивается торговля, и она постепенно становится величайшей мировой державой. На протяжении столетия, с 1530 по 1630 гг., британская культура — литература, музыка, драма и поэзия — бурно расцветает.

В конце XVI века в Англии дает себя знать гуманистическое движение, связанное с реформой образования и изучением античных авторов. Центром английского гуманизма становится Оксфорд. Английские гуманисты — такие, как Уильям Гроцин, Джон Колет, — изучают произведения Гомера, Платона, Аристотеля, широко используют их идеи в своих сочинениях. В Англии широко распространяются и сочинения итальянских философов-гуманистов, противопоставивших схоластизированному Аристотелю средневековья неоплатонизм и эпикуреизм.

*Схоластика - средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.

Во главе английского гуманизма становится Томас Мор, широко образованный мыслитель, выдвинувший идея общего блага и создавшего в своей «Утопии» представление о рационально проектированном социальном устройстве. Томас Мор был человеком «на все времена», он намного опередил свое время, что в конце концов и послужило причиной его гибели.

Шекспир и гуманизм

В апреле 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне, в семье перчаточных дел мастера Джона Шекспира и его жены Мэри Арден родился третий ребенок, Вильям. Он закончил городскую школу, где преподавали латынь, грамматику, логику и риторику. В 18 лет он женился на Анне Хатауэй, и у них родилось трое детей. В конце восьмидесятых годов Шекспир оставляет семью в Стратфорде и оказывается в Лондоне, где пробует себя в качестве актера, поэта, и, наконец, становится штатным драматургом театра "Глобус". После 1612 года, став весьма состоятельным человеком, Шекспир удалился на покой в Стратфорд, где и скончался в 1616 году. 

Общая характеристика творчества Шекспира.
1 этап:1591-1601. Исторические хроники и комедии.
2 этап: 1601-1606. Великие трагедии Шекспира.
3 этап: 1607-1612. Трагикомедии.

В исторических хрониках («Ричард III», «Генрих IV»), трагедиях («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет»), в «римских трагедиях» (политических — «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан»), лирико-философских «Сонетах» нравственные, общественные и политические конфликты эпохи осмыслил как вечные, неустранимые, как законы мироустройства, при которых высшие человеческие ценности — добро, достоинство, честь, справедливость — неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. 

С появлением «Гамлета» начинается период «великих трагедий». К ним принадлежат «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Тон комедий теперь посерьезнел, а иногда становится и вовсе мрачным в таких произведениях, как «Троил и Крессида», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Мера за мера».

После 1606 начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613 его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на античные сюжеты («Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский»). За ними последовали поздние «романтические» пьесы, в числе которых «Зимняя сказка» и «Буря».

В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился — 23 апреля. 

При жизни Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес.

Если Томас Мор провозглашал возникновение гуманистической философии на английской почве, то Шекспир в своем творчестве глубоко интерпретировал идеи гуманизма и показал их исторические границы. У Шекспира мы находим гуманистическую концепцию мира в целом, близкую гуманистам интерпретацию таких ценностей, как достоинство человека, неоплатоническую идею любви как универсальной силы, связующей человека с природой.

В чем же заключается то новое, что содержится в шекспировском понимании мира? Оно было связано с тем, что было выработано гуманистами, которые выступали против средневековой концепции мира. Главное заключалось в понимании роли человека в мире. В отличие от средневековья, гуманисты отводили человеку особое место. Он оказывался не просто одним из звеньев в великой цепи бытия, но центром, средоточием вселенной. Человек стоит между двумя мирами — идеальным, божественным и материальным, т. е. животным и растительным. Поскольку человек обладает свободой воли, в его власти либо опустится на уровень животного мира, либо подняться до уровня мира божественного. У Шекспира мы находим эту идею достоинства человека. Гамлет провозглашает: «Какое прекрасное создание — человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действиях! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!».

Но это только потенциальная способность человека уподобляться богу, строить свой разумный и прекрасный образ. Точно так же он волен и опускаться до уровня животного. И об этом также говорит Гамлет.

«Что человек, когда он занят только

Сном и едой? Животное, не больше.

Тот, кто нас создал с мыслью столь обширной,

Глядящей и вперед и вспять, вложил в нас

Не для того богоподобный разум,

Чтоб праздно плесневел он».

В поздних трагедиях Шекспира, в особенности в «Гамлете», отражается духовный кризис гуманизма и предчувствие эстетики барокко с ее контрастами низкого и высокого, красоты и уродства, гармонии и дисгармонии. «Вывихнутый век», о котором говорит Гамлет, основывается на иных принципах, чем гармоническая онтология гуманистов. В «Короле Лире» и «Макбете» также отражается трагическое ощущение того, что в мире царствует не гармоническое согласие, а хаос и разрушение. Таким образом, в творчестве Шекспира отражаются как достоинства ренессансного гуманизма, так и его слабости и ограниченность.

Все комедии Шекспира так или иначе посвящены одной теме — любви. В каждой комедии обилие идей, типажей и ситуаций. «Двенадцатая ночь» — это как бы иллюстрация к гуманистическим трактатам о любви. В ней обсуждаются вопросы, типичные для этих сочинений: сравнивается отношение любви у мужчин и женщин, говорится о радостях и муках любовной страсти, о переменчивости любви.

Еще глубже проникает в природу любви Шекспир в своих романтических пьесах, в особенности в «Ромео и Джульетте». Это не просто повествование о любви юноши и девочки. Это — любовь, которая стремится преодолеть родовой конфликт, вражду двух семейств — Монтекки и Капулетти. Оба героя погибают, но ценой своей жизни и силою своей любви они достигают мира между семьями. Феодальный закон мести уступает новому гуманистическому миру любви и согласия. Ведь, как говорил Шекспир, государство и общество должно стремится к согласию своих частей, как это происходит в музыке.

В эпоху Шекспира музыка не в меньшей степени, чем литература или живопись, была средством гуманистического образования и составляла важный элемент быстро развивающейся светской культуры. Музыка играла чрезвычайно важную роль в общественной жизни. В это время во многих городах Италии, Франции, Германии образуются сотни музыкальных кружков, в которых с увлечением занимаются композицией и игрой на музыкальных инструментах. Владение музыкой и знание ее становятся необходимыми элементами светской культуры и светской образованности. О необычайном распространении музыки в гражданской жизни свидетельствует ренессансная живопись. В многочисленных картинах, изображающих частную жизнь образованного общества, мы постоянно встречаем сотни людей, занятых музыкой: поющих, играющих, танцующих, импровизирующих.

Музыкальная культура бурно развивалась и в Англии. Здесь еще с давних пор существовали прочные традиции песенно-народной культуры, которую представляли сначала барды, а в позднее время — менестрели. В эпоху Возрождения в стране развивается книгопечатное дело, издаются сочинения о музыке, множится количество музыкальных театров, клубов, обществ. Музыка была необходимым элементом и драматических постановок в театрах.

Судя по всему, Шекспир обладал широкими познаниями в области современной ему музыки и музыкальной теории. Рассуждения его героев о музыке вполне могли бы фигурировать на страницах музыкальных трактатов. Шекспир разделял уверенность деятелей и мыслителей Возрождения в том, что весь мир наполнен музыкой и человек, как микрокосмос, несет в себе отзвуки этой гармонии. Несмотря на все диссонансы, мир устроен гармонично.

«Гармония должна быть несомненно

В чертах лица, и в нравах, и в душе».

(«Венецианский купец», III, 4)

Поэтому музыка не просто развлечение, а отражение глубокой связи человека с природой и космосом. Шекспир постоянно говорит о целительном воздействии музыки на человека, она оказывает терапевтическое воздействие на души людей, изгоняет душевные муки и настраивает на гармонический лад. В «Буре» волшебник Просперо говорит:

«Торжественная музыка врачует

Рассудок, отуманенный безумьем» (V, 1).

Музыка создает определенный настрой в отношениях между людьми. Когда Отелло встречает после разлуки Дездемону, их сердца бьются так, что создают музыкальный диссонанс, на что завистливый Яго, готовящийся оговорить Дездемону, говорит:

«Какой концерт! Но я спущу колки,

И вы пониже нотой запоете» (II, 1).

Таким образом, Шекспир оказывается хорошо информированным в области музыкальной теории и практики своего времени. Мы находим у него понимание космического значения музыкальной гармонии, гармонической связи музыки с нравственным миром человека, тонкое ощущение индивидуальности различных музыкальных инструментов. Мир Шекспира — мир праздничный, музыкальный. Музыка присутствует в пьесах Шекспира как неотъемлемая часть обстановки, в которой действуют герои, как воздух, которым они дышат. Она не просто элемент оформления спектакля, но важный философский символ, отражение глубокой связи макро- и микрокосмоса, человека и природы.

В шекспировских произведениях мы обнаруживаем широкое знание не только музыки, но и изобразительного искусства. В эпоху Возрождения живопись становилась главным видом в системе искусств. Этому во многом способствовали достижения ренессансных мастеров, в том числе и открытие перспективы, которое революционизировало живопись.

В пьесах Шекспира часты обращения к живописи и скульптуре. Есть понимание смысла и значения живописи, создающей правдивый образ мира и человека. Об этом свидетельствует 24-й сонет:

«Мой глаз гравером стал и образ твой

Запечатлел в моей груди правдиво.

С тех пор служу я рамою живой.

А лучшее в искусстве — перспектива.

Сквозь мастера смотри на мастерство,

Чтоб свой портрет увидеть в этой раме,

Та мастерская, что хранит его

Застеклена любимыми глазами.

Мои глаза с твоими так дружны:

Моими я тебя в душе рисую

Через твои с небесной вышины

Заглядывает солнце в мастерскую

Увы, моим глазам через окно

Твое увидеть сердце не дано».

В этом сонете присутствует несколько очень важных идей. Прежде всего, это популярное в среде гуманистов сравнение человека с художником как творцом и созидателем. Пико делла Мирандола в трактате «О достоинстве человека» называет человека скульптором своей собственной формы, создателем своего собственного образа. Эта же идея присутствует у Шекспира, он уподобляет себя художнику, создающему портрет любимой и хранящему его в своей душе. Этот портрет требует верности образцу, это «правдивый образ». И, наконец, Шекспир упоминает перспективу и называет ее «лучшим искусством художника».

В творчестве Шекспира есть еще одна черта, которая роднит его с итальянской культурой, питающейся живительными соками гуманизма. Это его отношение к юмору. Шекспир не был единственным автором, который отразил эту сторону ренессансной культуры, но он сделал это лучше, чем кто-нибудь другой.

Живопись английского Ренессанса

Одной из особенностей английского Возрождения была его особая связь с религиозной Реформацией. Во многих европейских странах Реформация следовала за Возрождением. В Англии необходимость религиозных реформ отпала еще в 1534 г., когда английский король запретил в стране католическую церковь и отказался от папской власти, взяв на себя функции главы церкви. Церковная реформа, произведенная «сверху», со стороны королевской власти, привела к созданию дешевой церкви и опрощению церковного института, что оказало большое влияние на культуру. Отменив в самом начале потребность в создании предметов церковной роскоши и строительстве новых церковных зданий, церковная реформа ориентировала культуру не на живопись и архитектуру, а на произведения литературы и театра. Этим объясняется камерный характер ранессансного искусства в Англии, его ориентация на такие жанры, как портрет или миниатюра.

Наконец, в Англии не было того столкновения средневековой и ренессансной культуры, которое мы порой наблюдаем в Италии. Здесь традиции средневековой культуры органично перерастают и адаптируются культурой Возрождения. Средневековая миниатюра оказала влияние на ренессансный портрет, которому свойственна орнаментальность, плоскостность. В этом типе портретов, наряду с декоративностью, интересом к деталям, пышной одежде, проявляется стремление к выражению определенной социальной принадлежности.

Отсутствие устойчивой национальной традиции в живописи приводит к поискам определенного стиля за рубежом. Не случайно в Англии работают художники из других стран. Иностранные художники принесли в Англию традиции итальянского и северного Возрождения. Все это положило начало национальному искусству, впитавшему в себя особенности ренессансного искусства. Первым национальным художником английского Возрождения считается Николас Хиллиард (1547-1619). С именем Хиллиарда связано основание английской национальной портретной живописи. Главное в портретах Хиллиарда — чувство меры и ясности, гармония силуэта и украшения контура. Он редко изображает фигуру в полный рост. Наиболее популярен у него полуфигурный портрет, напоминающий миниатюру. 

Начиная с 80-х годов стиль портретов Хиллиарда меняется. В них обнаруживается стремление к изображению естественного человека в естественной обстановке, без головных уборов и придворной одежды, склонного к рефлексии или меланхолии. Таков «Портрет неизвестного на фоне пламени» (1600).

В живописи английского Ренессанса большое место занял образ королевы Елизаветы I. Ее царствование пришлось на время подъема Англии и не случайно называется «золотым веком» английской культуры. Хорошо образованная, Елизавета была хорошим политиком и вполне заслуженно стала лидером новой аристократии. Во время царствования Елизаветы Англия превратилась из бедной, раздираемой на части страны в мощную военную державу, едино-лично управляемую королевой. В своем обращении перед армией в Тилбури Елизвавета выразила понимание своей миссии монарха: «Я знаю, что обладаю телом слабой и немощной женщины, но вместе я обладаю сердцем и животом королевы, притом королевы Англии. И я думаю, что Парма и Испания, и любой принц Европы не отважится нарушить границы моего царства. Я сама буду руководить армией, я сама буду вашим генералом, судьей и наградой за все ваши доблести, проявленные на поле боя».

Поэты, художники и придворная знать создала культ Елизаветы, ее образ сравнивали с античными богинями, Богоматерью, в нем отразился средневековый рыцарский идеал прекрасной дамы и величие королевской власти.

Н.Хиллиард. Портрет Елизаветы I. Около 1573-1575

А теперь сюрприз: выполни домашнее задание по своему выбору и пониманию ;-)