Суббота, 04.05.2024, 22:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Византийский стиль в мозаичном декоре, иконописи

Здравствуйте!

Тема урока: византийский стиль в мозаичном декоре, иконописи.

Цель урока: выявить образы византийской культуры в изобразительном искусстве Руси, установить различия в иконографии этих средневековых культур.

Инструкция: Законспектируй текст урока и выполни задание по учебнику. Фото ответов (скриншот, электронный текстовый документ) вышли учителю.

Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания.

По преданию VI в., первая икона Христа появилась во время Его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях VI в. рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл Свое лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. На основе этой легенды возникло изображение, получившее название «Спас Нерукотворный». 

«Спас Нерукотворный» — новгородская икона XII века в собрании Государственной Третьяковской галереи (инв. 14245). Это — двусторонняя выносная икона, на лицевой стороне которой написан образ Иисуса Христа в иконографии Спас Нерукотворный «на чрепии», а на обороте — сцена Прославление креста.

Мы знаем, что в первые века христианства преобладали аллегорические изображения Христа в виде доброго пастыря, агнца, виноградной лозы, рыбы, Орфея, играющего на лире, и т. п. Трулльский собор (VII в.) предписал вместо аллегорического ветхозаветного образа агнца изображать Христа «по человеческому виду» и вспоминать Его жизнь «во плоти». Первые иконы восходят к Фаюмским портретам (особенностями этих «портретов» были подгрудная, реже поясная композиция, изображения в фас, выполнение энкаустикой или темперой (краской на яичной основе)). Лучшие среди сохранившихся ранних икон происходят из монастыря Св. Екатерины на Синае (Египет). Самые известные из них: "Христос Пантократор", "Апостол Петр", "Богоматерь на троне". Их стиль написания – энкаустика - считался одним из самых популярных в то время. Его особенность в том, что образ пишется восковой краской, даже еще горячей. Этот способ написания позволял очень реалистично изображать формы на иконе. В дальнейшем техника была вытеснена темперой, так как считалось, что она более соответствует канонам написания. Эти иконы отличаются широкой живописной манерой, объемной, пластической лепкой форм.

                                             

Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век.    Апостол Пётр, энкаустическая икона, VI век

В дальнейшем стиль написания постепенно сводился к символическому, где преобладала не человечность изображенного на иконе, а его одухотворенность. В период до иконоборчества (VIII — 1-я пол. IX в.) сложились основные типы образов Христа, Богоматери, святых и схемы сюжетных изображений Священной истории. В послеиконоборческий период утвердились каноны иконографии, сохранявшиеся с незначительными изменениями в течение последующих столетий (например, возрастные отличия святых, типы и цвета их одежд, атрибуты, типы архитектурных сооружений и условного пейзажа и т. д.). В комниновский период (1059-1204 годы) лик образов стал опять более человечным, но осталась и одухотворенность. Ярким примером является Владимирская икона - самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви (как икона попала на Русь читай здесь)

Для почитания в храмах и домах христиан писали иконы Христа, Богоматери и святых; для храмов – образы храмовых праздников и святых (изображения событий Священной истории или святого, которому посвящался храм) и иконы для алтарной преграды, или иконостаса.

В дальнейшем иконописцы Византии продолжали искать правильное написание лика и образа в целом. В XIV веке в иконах важной стала передача Божественного света. Византийская иконопись в свое время оказала значительное влияние на все страны, где распространилось христианство. 
Первые образы в России появились сразу после крещения Руси. Это были византийские иконы, которые писались по заказу. Также приглашались и мастера для обучения. Таким образом, первое время на русскую иконопись очень сильно влияла византийская. В XI веке возникла первая школа в Киево-Печерской лавре. Появились первые известные иконописцы – это Алипий и его “сотрудник”, как было записано в одной рукописи, Григорий. Считается, что из Киева христианство пошло по другим городам русским. Вместе с ним и иконопись.

Через некоторое время сложились весьма крупные школы в Новгороде, Пскове, Москве. Каждая из них сформировала свои особенности в написании. В это время входит в обиход подписание образов, присвоение им авторства. Можно сказать, что с шестнадцатого века русский стиль написания вполне отделился от византийского, стал самостоятельным. Если говорить о школах в частности, то в новгородской характерными чертами была простота и лаконичность, яркость тонов и крупность форм. Псковская школа имеет неточный рисунок, который больше ассиметричен, но наделен некой выразительностью. Характерен немного сумрачный колорит с преобладанием темно-зеленых, темно-вишневых, красных с оранжевым оттенком тонов. Фон икон зачастую желтый. Московская школа считается вершиной иконописного искусства того времени. На нее очень повлияли работы Феофана Грека, который принес некие традиции из Константинополя.

Отдельно шло творчество Андрея Рублева, который создал великолепные образцы икон. В работе он использовал стиль написания, который был характерен для Византии XV столетия. В то же время он применял и русские направления. В итоге получились удивительные по стилю изображения. Его традиции в конце XV века продолжил Дионисий (около 1440 года - 1503 года). Лики его святых - это образы "ангелов среди людей" и "человеков среди ангелов". Для Дионисия человеческая жизнь- это путь духовного совершенствования, или "сооружения души".

Следует отметить, что российская иконография хоть и пошла по своему пути, однако сохранила все типы написания икон, которые имелись в Византии. Конечно, со временем они несколько трансформировались, даже появились новые. Это произошло из-за появления новых канонизированных святых, а также особого почитания тех, которые имели небольшое значение в Византии. В XVII веке иконописная живопись в России становится все больше художественной, чем духовной, а также приобретает небывалый размах. Мастера все больше ценятся, а также посылаются в другие страны для росписи храмов. Русские иконы заказываются и расходятся по многим православным странам. В дальнейшие годы это искусство только утверждается в мастерстве.

Иконографические типы на Руси

Главными изображениями христианского искусства были образы Христа, представляемого, помимо Нерукотворного Образа, иконографическими типами юного Христа Эммануила, Христа Пантократора (Вседержителя),  Христа Судии ("Спас в силах") и др. Задание: из параграфа 21 выпиши описание композиции Деисуса (размещение в иконостасе, канон размещения персонажей, описание и трактовка центрального образа, особенность композиции в варианте Феофана Грека).

Необычайным разнообразием отличались типы изображения Богоматери с младенцем Иисусом на руках как символ извечного материнства и грядущего «искупительного» подвига Христа во имя духовного очищения человечества; при этом, в зависимости от характера внутреннего содержания образа, все типы имели специальное собственное наименование: «Умиление», «Милостивая», «Утешительница», «Нечаянная радость», «Одигитрия» («Путеводительница»), «Знамение». Кроме того, иконы одного и того же типа, но созданные мастерами разных территориальных школ, имели свои особенности, и тогда в названии иконы указывалось имя города, села, монастыря, исторического события, исторической личности: «Владимирская», «Ярославская», «Смоленская» и др. Уже упоминаемая икона Владимирской Божьей Матери относится к иконографическому типу "Умиление" (или "Елеуса") - Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона означает крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

Одиги́трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь; Путеводи́тельница) — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой. В России это, прежде всего, «Влахернская икона», «Одигитрия Воронинская», «Одигитрия Христофорова» и «Смоленская». Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века Византия