Суббота, 04.05.2024, 16:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Зарождение классической музыкальной школы в России. Музыка романтизма

Изучи первую часть темы. Ответь на вопросы.

Музыка романтизма

"Разум ошибается, чувства - никогда"

Р. Шуман

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, провозгласившее ценность отдельной личности, ее чувств и полную свободу художественного творчества от норм и правил. Романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом. Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств. Романтики в буквальном смысле слова создали культ музыки, которая отныне объявлялась образцом, нормой художественного творчества. Они возвели музыку на высшую ступень «лестницы  искусств». Ф. В. Шеллинг (1775-1854) объявил музыку голосом глубочайшей сущности мироздания. Музыка, ведущая в сферы стихийного чувства, вступает в свои права там, где никакая поэзия не может охватить и выразить подлинную глубину чувств.

Начало романтизма в музыке было положено Францем Шубертом в 1815 году (композитору - 17 лет), когда он написал музыку на слова Гёте "Лесной царь".

В истории мировой культуры музыка романтизма представлена блистательной плеядой имен: Ф. Шуберт, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Н. Паганини, Дж. Россини, Л. ван Бетховен (отчасти), Ф. Шопен, И. Брамс, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Виднейшими представителями русского романтизма в музыке являются: А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

Романтизм в европейской музыке не следует понимать как мгновенную смену направлений и стилей. Так в творчестве позднего Бетховена отчетливо проявлялись черты нового романтического стиля, а в произведениях Ф. Шуберта чувствуется влияние венского классицизма. Между композиторами романтизма и классицизма не существовало стены отчуждения и непонимания, романтики продолжали успешно развивать лучшие традиции классической музыки.

Как и другие виды искусства, музыка романтизма исключительно эмоционально передает богатство внутреннего мира человека. Героем романтической музыки становится одинокий и разочарованный человек, способный выразить «мировую скорбь». Музыка становится более рельефной, индивидуальной.

Романтикам принадлежала идея синтеза всех искусств, в котором музыке отводилась универсальная роль. Особенно тесными были связи музыки, литературы и живописи. Многие композиторы-романтики являлись создателями, так называемой программной музыки, которая стремилась связать себя с определенными живописными или литературными образами. Эта связь предполагала объяснение замысла композитора в названии сочинения, в эпиграфе или предисловии к партитуре. Шуберт обращался к Гёте (песни-баллады), Гейне (скорбные монологи), Мюллеру (вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»). Шуман создал песенные циклы «Любовь и жизнь женщины» на стихи немецкого поэта Шамиссо. Прообразом сонаты «По прочтении Данте» Листа стала «Божественная комедия», а «Сонеты Петрарки» навеяны творчеством итальянского поэта эпохи Возрождения. Впервые у романтиков возникла идея выразить в музыке образы живописи и скульптуры. Превратить их в «программу» музыкального произведения. Известные фортепианные пьесы Листа «Обучение» (по картине Рафаэля «Обучение Марии») и «Мыслитель» (по скульптуре Микеланджело) из цикла «Годы странствий» являются яркими примерами программной музыки.

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты-романтики широко обращались к национальному фольклору — народным песням, танцам, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

В музыке романтизма произошли существенные изменения в системе жанров. Если композиторы классицизма предпочитали симфонию, сонату, оперу, то романтики активно разрабатывали лирическую миниатюру, в которой преобладают образы любви. Особой популярностью у зрителей пользовались жанры песни и романса. Общеизвестны циклы музыкальных миниатюр Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты», а этюды Шопена, Шумана и Листа – лучшие достижения этого жанра.

Кроме того, в музыке романтизма произошло обновление традиционных жанров классики. В Восьмой «Неоконченной» симфонии Шуберта бурные романтические чувства органично сочетаются с ясной и стройной классической композицией. Новые черты привносят романтики и в жанр сонаты, прелюдии. Например, Шопен сочинял прелюдии экспромтом. Опера превращается в музыкальную драму.

Как видим, романтизм в музыке – это сложное и многогранное явление. Одной из поздних его  ветвей в конце 19 века стал веризм. Произведения в стиле веризма изображали преувеличенные, исключительные чувства героев, толкавшие их на рискованные поступки или преступления.

Другой ветвью западноевропейского романтизма стал реализм, идущий от Джузеппе Верди и Жоржа Бизе. Композиторы-реалисты стремились передать драматизм обычных на первый взгляд жизненных ситуаций.

Музыкальный романтизм развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении — в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества — едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков.

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма.

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец — «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

Выпиши основные моменты про музыку романтизма.