Суббота, 04.05.2024, 15:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Особенности современного проектирования

При проектировании изделий, при разработке формы его следует учитывать особенности зрительного восприятия, которые объясняют целый ряд иллюзий зрения. Возникновение иллюзий является следствием особенностей восприятия целого и части, переоценки вертикальных линий, преувеличения острых углов, меняющегося рельефа и перспективы фигуры и фона.

а) светлые предметы на темном фоне воспринимаются несколько большими по величине, а темные - наоборот;

б) за счет зрительного преувеличения острых углов правый прямой угол воспринимается большим по величине, чем левый;

в) вертикальные линии всегда кажутся длиннее горизонтальных;

г) отрезки равной длины кажутся разными по величине в силу разной формы концов отрезков;

д) при сравнении двух фигур разных размеров все части меньшей фигуры воспринимаются меньшими;

е) параллельные прямые кажутся непараллельными из-за штриховки в разные стороны;

ж) площади, одинаковые по величине и по форме, заштрихованные в разных направлениях, воспринимаются как площади разной величины;

з) линии одинаковой кривизны, но разной длины, кажутся разной кривизны;

и) объем (площадь), окруженный малыми объемами, кажется больше того, что окружен большими объемами;

к) прямые линии на фоне концентрических окружностей зрительно меняют свою форму. Поэтому для компенсации этого эффекта приходится преднамеренно заменять прямые линии кривыми.

 

        Все приведенные выше примеры говорят о том, что ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие означает приписывание наблюдаемому объекту определенного места в системе: расположения в пространстве, степени яркости, расстояния.

 

Практическая работа.

           Давайте проделаем эксперимент. Положите на стол авторучку любой конструкции и попробуйте оценить ее качества. Дело окажется сложным. Положите еще одну, две, три авторучки разных конструкций и теперь сравнительно оценивайте качество каждой из них по любым критериям. Дело явно пошло лучше: уже видны многие плюсы и минусы. Если попросить принять участие в нашем эксперименте дизайнера, то окажется, что он ввел в сравнение такой мощный набор критериев, о котором мы при первых своих попытках и не догадывались. Следовательно, чтобы смотреть на предметы глазами дизайнера, нужно уметь расширять банк критериев для сравнения. Для этого обратимся к схеме 1 экспертизы и опенки любого изделия.

https://4.bp.blogspot.com/-BSulrzzc1kk/WSmpsiNXIPI/AAAAAAAAAN0/rnjet07qMz81j6YTZbGB8aEWWZ3Dj8PMACLcB/s640/%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2582.%25D0%25BE%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B0.jpg

Схема 1.

 

         Схема позволяет расширить наши представления о подходах, а если еще и конкретизировать, то на знакомый предмет мы начинаем смотреть новыми глазами. Например, социолог заговорил о моде (разве ей не подвластны самолеты и автомобили, приборы и авторучки?); психолог вдруг одну из авторучек в нашем эксперименте назвал «скучной»; эргономист указал на неудобство надевания колпачка; инженер начал пересчитывать количество деталей в каждой авторучке; художник почему-то стал переставлять колпачки, меняя их по форме и цвету; экономист забраковал самую лучшую авторучку — дескать, дорогая, за такую цену многие ее не купят. Еще объединились психолог, социолог и экономист и в один голос: нечистый эксперимент, сравниваем дорогую модницу с каждодневной золушкой, и вообще, давайте, сначала определим потребителя: кто он? чего он хочет? На столе уже добрый десяток проектов авторучек, а разговор усложняется и удлиняется. Оказалось, что если будем выпускать новую авторучку, то надо учесть дефицит пишущих узлов, высвобождение производственных мощностей на фабрике в городе Н., а еще то, что во всем мире распространение получают сверхточные шариковые пишущие узлы, заправляемые чернилами. Разговор переходит в спор: каждый специалист все настойчивее обращает внимание на «свои» проблемы, конечно, считая их самыми главными. А что делает дизайнер? А что ему делать, если в комнате он один, на столе десяток проектов авторучек и честное отношение к созданию нового изделия потребует учета всех специфичных мнений, замечаний, особенностей? Делать нечего — надо приступать к созданию нового изделия, отрабатывать алгоритм дизайна.
 

Задание:

  1. Познакомьтесь с представленной информацией.
  2. С точки зрения двух - трёх экспертов (социолога, инженера, экономиста, художника, эргономиста) дайте экспертную оценку любому школьному атрибуту.