Суббота, 04.05.2024, 19:41 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||
МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО | |||||||||||
|
Технология решения творческих задачПонятие творчества и развитие творческих способностей. Новые идеи редко появляются в результате постепенных изменений, чаще это взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Можно ли проследить механизма творчества и попытаться смоделировать его? Решая любую задачу, человек может идти двумя путями: - применить известные типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень); - изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень). Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Можно, очевидно, сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное. Этапы и процедуры творческого процесса легче всего представить на примерах технического творчества. Техническое творчество предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Процесс творчества, в частности технического, всегда осуществляется поэтапно и включает такие процедуры: - осознание противоречия, создание и обоснование идеи; - техническую разработку задания и практическую работу над ним (проектирование и конструирование); - испытание объекта в работе и оценку результата творческого решения. Первая процедура завершается созданием общего плана, идеи, замысла решения задачи (общего принципа действия систем данного типа). Вторая процедура включает проектирование и конструирование. Проектирование — разработка и обоснование проекта машины, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта (тексты, графики, чертежи, расчеты, модели и т.д.). Процесс проектирования можно представить так:
Конструирование — разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины. Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготовляется опытный образец. Далее все расчеты уточняются, составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия. Конструкция — наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части должны быть изготовлены. Если конструкция является изобретением, т.е. новым, не существовавшим ранее инженерным решением, то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие запатентовано. Поэтому каждый изобретатель, дабы не "открывать америк", должен быть эрудированным специалистом, хорошо представляющим, что делается в его области. Из этого экскурса в техническое творчество ясно, что главные качества, необходимые для успеха в любом деле, — творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие задачи и проблемы, причем самые, казалось бы, неожиданные. А в большом энциклопедическом словаре дается такое определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности». Творчество – это проявление себя здесь и сейчас, каждую секунду жизни. Это активное действие, направленное из глубины человека, чтобы полнее и четче выразить себя вовне. При этом формы могут быть разными: слово, жест, картина, движение, статья, даже мысль – все это тоже творчество. Творчество присуще человеку и важно как для него самого, так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым открытиям, идеям и техническим изобретениям. Новые идеи проявляются чаще всего как взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? Можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его? Процесс творчества — весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку «внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию». Тем не менее эта одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых. Так, попытка обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году американским психологом Г. Уоллесом. Г. Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса: 1. Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения. 2. Инкубация (вызревание) — отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения; при этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами. 3. Озарение — возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием-толчком. 4. Проверка правильности решения: испытание и (или) реализация идеи. Творчество — это: - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; - создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; - процесс создания субъективных ценностей. Разделяют несколько этапов творческой деятельности: - формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по теме - инкубация (вызревание) – отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения, при этом проблема остается в подсознании - озарение – возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием - толчком - проверка правильности решения: испытание и реализация идеи. Существуют разные виды творчества: производственно-техническое – это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей. изобретательское – это изобретение чего – то нового, еще не придуманного другими. научное – разработка нового решения ситуаций, например, метод мозгового штурма. организаторское художественное – новая техника рисования и т.д. повседневно-бытовое и т.п., но человек без воображения не способен делать открытия и находить новые пути решения стоящих перед человечеством задач. Что такое креативность? Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает «творчество». Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных профессиональных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении любых жизненных проблем. В психологии созданы эффективные алгоритмы и методы решения задач, развивающие творческие способности. Практическая работа. Тест-опросник Г.Дэвиса 1.Я думаю, что я аккуратен (тна). 21-исследовательская активность. Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева) Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова) Инструкция. Вам даны 4 скрепки. Попытайтесь, пожалуйста, составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами названием. Общее время работы — 7 минут. Задание: 1.Изучите информацию по теме «Технология решения творческих задач» 2.Выполните практическую работу: 1. Определите уровень развития своих творческих способностей с помощью Теста-опросника Г.Дэвиса. 2. Выполните задание «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева). 3. Выполните задание «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова). Составьте из четырёх канцелярских скрепок 2-3 фигуры (сюжета), дайте им название и зарисуйте или сделайте фото. Если сделаете фотографии, то можете их просто показать учителю на телефоне или фотоаппарате. |
||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 uCoz |