Суббота, 04.05.2024, 09:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Рококо

В начале XVIII в. во Франции появился новый стиль — рококо (от франц. rocaille — «раковина»). Название раскрывает самую характерную его черту — пристрастие к сложным, изысканным формам, причудливым линиям, напоминающим прихотливый силуэт раковины. Это стиль лёгкий, изящный, мечтательный, мир вымысла и кокетства, его лозунг - "искусство как наслаждение", цель которого возбуждать лёгкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором, светлыми, нарядными красками.

Рококо просуществовал недолго — примерно до 40-х гг. XVIII в., но его влияние на европейскую культуру ощущалось до конца столетия. Сменяется неоклассицизмом, а в некоторых странах (напр., в России) черты рококо и классицизма оригинально переплетаются.

Рококо приходит вслед за барокко, становится его своеобразным продолжением, но со своими особенностями. "Измельчавшее барокко" - так говорят о стиле некоторые искусствоведы. Некоторые говорят о том, что рококо, в какой-то степени, даже антипод барокко. Рассмотрим характерные черты искусства рококо, чтобы составить свое собственное мнение на этот счет.

Архитектура рококо

Рококо в отличие от всех предшествовавших ему стилей французской архитектуры не было придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки и загородные дворцы.

Стиль рококо отошёл от строгих правил классицизма XVII в.; его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура рококо ещё сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, а их убранство — более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его тесную связь с Католической Церковью. Это стиль сугубо светский.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой, она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм. Рококо избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали. Прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками... Вазы или статуи, пирамиды или трофеи… Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, и т. п. Отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, капризность, изысканность и обременённость форм – все это стиль рококо, переносящий нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков.

  

Интерьеры рококо

Рококо – стиль больше интерьерный, декоративный, это стиль салонов аристократов, будуаров⃰ и спален очаровательных женщин. Основная область его применения - интерьер, а не архитектура, как в барокко.

⃰ Будуар - комната, принадлежащая женщине: ванная, гардероб и/или спальня. Аналог кабинета для мужчины.

Интерьеры в стиле рококо отличаются такими чертами, как изысканность, насыщенность композиции декоративными элементами, аристократичный орнамент, акцентирование на мифологии, эротических мотивах. Кроме того стиль рококо пытается создать эфемерный мир, который наполнен атмосферой теплоты, комфорта и уюта, изящества и вычурности. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Наиболее популярными являются сочетания таких цветов, как белый, голубой, зеленый, желтый, розовый, и, безусловно, золото.

  

Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, - полукруглый переход, украшенный вызолоченным рельефным узором из гипса. Передвижные ширмы, цветастые гобелены, с изображениями китайских пагод и людей в китайской одежде (мода на Китай буквально захлестнула Европу в это время), неповторимые орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, китайский фарфор и утонченная лакированная мебель китайских мастеров – все это создано для рококо. Комнаты часто имели криволинейные очертания, образовывали очень изящные асимметричные композиции. Они были гораздо меньше, чем залы дворцов эпохи классицизма, и с более низкими потолками. А окна в этих особняках делали очень большими, почти от пола. Интерьеры построек рококо были оформлены скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал. Зеркала, многократно отражаясь одно в другом, создавали иллюзию призрачности, игры, мистификации.

Всевозможные фарфоровые статуэтки, шкатулки, вазы, подсвечники и прочие безделушки называли багателями. Их в изобилии расставляли на каминных полках, столиках, специальных подставках-консолях, что делало интерьер еще более нарядным и прихотливым.

Живопись рококо

Произведения живописи и скульптуры, измельчав по форме, тоже превратились в багатели и неотъемлемую деталь интерьера. Живопись рококо уходит в область «чистого искусства», в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Картины художников не поражают накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой, как в эпоху барокко, а представляют собой идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим оттенком (пастора'ли). На них хорошенькие жеманные пастушки, одетые в бальные платья, сидели у ручьев, среди цветов, в живописных руинах, ловили рыбу, расставляли силки на птиц, показывали ладошки гадающим цыганкам, слушали серенады, исполняемые на флейтах разряженными в пух и прах пастушка'ми.

Антуан Ватто. Остров Цитеры. 1717. Лувр. Париж

Излюбленной темой Франсуа Буше (1703-1770), имя которого стало почти синонимом стиля рококо, была фривольная мифология. На смену недосягаемому прекрасному идеалу Средних веков пришло доступное, пикантное и сладострастное. Изображение обнаженного женского тела стало чуть ли не самоцелью живописи рококо. Венера засыпающая, Венера просыпающаяся, Венера с амуром, Венера с Вулканом, туалет Венеры, купание Дианы – все это появлялось в живописи Буше в десятках и сотнях вариантов. При этом Венера воспринималась не как богиня, а как томная полураздетая красавица в «нежном возрасте». Впрочем, Буше и не собирался вкладывать в свои картины глубокого морального смысла и нагружать их интеллектуально. Он был востребован, умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. Декоративность, изящная интимность, атмосфера будуара, пастельные тона – таковы основные черты художественного стиля Франсуа Буше.

Франсуа Буше. Купание Дианы.

Музыка рококо

В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.

Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра.

Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля.

Рококо завоевало репутацию изысканного, но самого легковесного и эфемерного стиля в истории искусства. Вместе с тем именно рококо позволило в игривой и привлекательной форме, остроумно заговорить о серьезных проблемах морали и философии, доводя до широкой аудитории самые смелые демократические идеи века Просвещения.

Теперь ты можешь оценить свои знания. Для этого я прошу тебя зарегистрироваться на сайте http://stepik.org под реальным именем (!)а затем пройти по ссылке, указанной ниже:

http://stepik.org/lesson/66233/step/1