Суббота, 04.05.2024, 22:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Барокко. Живопись

Здравствуйте!

Тема урока: Эпоха барокко. Живопись.

Цель урока: Познакомиться со стилем барокко в живописи. Узнать основные черты, крупнейших представителей и их произведения.

Инструкция: изучи урок; выпиши ключевые тезисы текста (не менее 10). Тезисы отправь учителю любым удобным способом (личным сообщением в ВК, эл. почтой, в тетради).

Тяга барокко к ансамблевому единству, растворению архитектурного объема в потоках света, динамичному перетеканию одного пространства в другое получила отображение в живописи барокко, и, в первую очередь, - в живописи плафонной, которая обеспечивала световой прорыв в другое измерение.

* Плафон (в арxитектуре) – потолок или его часть, украшенная живописью, мозаикой или лепкой.

В отличие от Ренессанса барокко стремилось к бесконечному расширению пространственной стихии "пейзажным" способом. Примером служит интерьер римской церкви Иль Джезу.

Колонны из цветного мрамора, сгруппированные по две-три, увенчаны под куполом скульптурой из раскрашенного гипса. Фигуры святых и ангелов парят так легко, будто не существует силы тяжести. Они органично перетекают в живописное пространство плафона "Поклонение имени Иисуса" (1674-1679, Д.Б. Гаулли (Бачичча - прозвище), но так искусно, что этого перехода не заметно. От аббревиатуры имени Иисуса Христа в вышине исходит божественный свет, святые в сложных ракурсах уносятся в бесконечность, противоположно им низвергаются в реальное пространство храма грешники... Динамику барочного волнообразного ритма в плафоне усиливает яркая чувственная палитра. Так, иллюзорно, происходит стирание четкой границы между архитектурой, скульптурой и живописью, утрачивается представление о реальной протяженности пространства в интерьерах. Органичный и характерный для барокко синтез искусств создает атмосферу пышности и великолепия, мистики и реальности, возвышенной духовности на грани аффекта.

Вот другие примеры плафонов барокко

За пределами плафонной церковной живописи эстетика барокко воплотилась в творчестве Караваджо (Италия), Иасента Риго (Франция), Э. Греко, Ф. Сурбарана, Х. Риберы, Д. Веласкеса (Испания), Рембрандта (Голландия) и Рубенса (Фландрия).

В Италии

Микеланджело Меризи (по прозвищу Караваджо) считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI века новый стиль в живописи. Посмотри следующее видео.

Во Франции

Во Франции барочные черты присущи парадным портретам Иасента Риго. Самая известная его работа — портрет Людовика XIV. Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена, придворных художников, работавших в жанре парадного портрета, характеризуют как «барочный классицизм».

Портрет Людовика XIV, 1701, И. Риго

В Испании

Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании, воплотившись в работах таких мастеров как Веласкес, Рибера и Сурбаран. Они придерживались принципов реализма. К тому времени Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке. Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Среди представителей:

Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI—XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств. Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения…

Франсиско Сурбаран (1598—1664). Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.

Хусепе Рибера. Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, «Хромоножка».

Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599—1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи.

В Голландии

В живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, ориентируясь не на эмоции зрителей, а на их спокойное, рациональное отношение к жизни. Рембрандт это подчёркивал в следующих словах: «Небо, земля, море, животные, люди, — всё это служит для нашего упражнения».

Во Фландрии

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века и представлен главным образом творчеством Питера Пауля Рубенса. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости.

Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Человек предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды. Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в её вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко. А монументальность форм, динамичные композиции, роскошные атрибуты, яркая живописная палитра, контраст густого мрака и мерцающего в нем пучка света - специфические черты живописи этого стилевого направления.