Суббота, 04.05.2024, 11:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Формирование московской школы иконописи

Здравствуйте!

Тема урока: формирование московской школы иконописи.

Цель урока: познакомиться с основными представителями московской школы иконописи, знать их бессмертные произведения.

Инструкция: выполни задания по порядку (они в тексте урока). Фото ответов (скриншот, электронный текстовый документ) вышли учителю.

Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Просмотри видео и ответь на вопросы, данные ниже:

1. Символом чего стала икона А. Рублева "Троица"?

2. Чему посвятил свою жизнь смиренный монах А. Рублев в начале XV века?

3. Какие храмы украшал А. Рублев?

4. Как можно определить авторство Рублева?

5. В память о ком написана икона "Троица"? 

6. В чем отличие иконы "Троицы" Рублева от традиционных изображений данного сюжета?

7. Кто есть кто на иконе (со стороны наблюдающего)? 

8. Какие особенности колорита иконы?

9. Особенности композиционные? 

10. Почему возникло предположение, что икона какое-то время хранилась в Кремле? 

11. Кто передал икону Троице-Сергиевому монастырю?

12. Когда искусствоведы открыли заново последнюю работу А.Рублева?

13. Где хранится ныне икона? 

14. По учебнику (параграф 22) опиши символику иконы.

А. Рублев - создатель высокого русского иконостаса*

* Иконоста́с — алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

В первые века христианства преграды между храмом (наосом) и алтарем не было. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века. Помимо завесы в храмах стали возникать алтарные перегородки. Алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его обзора. Они могли иметь форму парапетов или ряда колонн. Колонны могли нести балку — архитрав. Иногда перегородка состояла из резных решеток.

Византийские храмы имели алтарные перегородки из парапета, стоящих на нём колонок и архитрава. Посредине ограждения устраивался главный вход в алтарь — царские врата, а по бокам — малые двери, названные дьяконскими. Перегородки могли быть каменными, деревянными и металлическими. Они богато декорировались. В центре на преграде ставился крест. Перегородка часто не была единой во всю ширину храма. На столпах по сторонам алтаря обычно делались изображения Христа и Богоматери или вешались Их иконы. Алтарные преграды такого типа частично сохранились на западе.

Алтарная преграда архаического типа в католическом соборе Санта-Мария-Ассунта (Торчелло, Италия)

На саму перегородку иконы начали ставить далеко не сразу. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. Позже алтарная преграда превращается в небольшой трехъярусный иконостас, имеющий местный ряд, праздничный чин и поясной деисус. Такой иконостас полностью закрывал алтарь и был в этом похож на высокие русские иконостасы.

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи. Благоприятная ситуация для роста алтарной преграды была в деревянных церквях, которых на Руси было большинство. В них не делалось настенной росписи, всегда очень важной в храмах византийских, поэтому могло увеличиваться количество икон. Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас.

Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящий из трех ярусов (по-древнерусски — чинов): местного, деисуса и праздничного. Согласно летописи, его создавала в 1405 г. артель во главе с Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым. С именем последнего и связывают начало развития высокого иконостаса: в 1408 г. он принимал участие в создании иконостаса Успенского собора Владимира, а в 1425-1427 гг. — Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

В начале XV в. иконостас включал три ряда, к концу столетия появляется четвертый — пророческий, а в конце XVI в. пятый — праотеческий. И к XVII в. тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно, его и принято считать классическим.

Традиционная схема иконостаса разворачивается сверху вниз и представляет собой историю человечества от сотворения мира до Нового завета и современности. В символическом смысле иконостас так же, как и храм, представляет собой образ церкви. Иконостас показывает становление Церкви во времени от первого человека до Страшного суда. Верхний, праотеческий ряд представляет ветхозаветную Церковь. На иконах изображены ветхозаветные праотцы со свитками в руках. На свитках начертаны пророчества о пришествии в мир Мессии. В центре помещается образ Троицы - первое явление Бога человеку. Пророческий ряд иконостаса являет собой Церковь, уже получившую закон от Бога (от Моисея до Христа). Он состоит из изображений пророков, также с развернутыми свитками в руках, на которых помещены тексты пророчеств о Деве, через лоно которой Бог воплотится в человека. Поэтому в центре ряда помещена икона Богоматери с Младенцем на престоле или икона Богоматери «Знамение». Следующий ярус — праздничный — указывает на события земной жизни Спасителя. Однако праздничный ряд — не последовательная иллюстрация евангельской истории. Его содержание определяется контекстом годичного круга богослужения. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами божественного домостроительства. Обычно этот ряд состоит из икон двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников — Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Благовещение, Сретение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение Господне, Успение Богоматери). За праздничным рядом следует деисусный чин, о котором мы говорили на прошлом уроке. Основная тема деисусного чина — моление Церкви за мир. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Христа, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной. Первый, самый нижний чин — местный; здесь обычно располагаются местно чтимые иконы, состав которых зависит от традиций каждого храма. Однако часть икон местного ряда закреплена общей традицией и встречается в любом храме.

В центре местного чина располагаются Царские врата. Если рассматривать иконостас как образ Царства Небесного, то Царские врата — это двери рая, символ входа в Царство Божие, которое открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах изображается Богородица и архангел Гавриил с пальмовой ветвью в руке, вместе образующие сюжет Благовещения (образ начала нашего спасения). Четыре Евангелиста, изображаемые на Царских вратах, также являют собой образ слова Божия — Благой вести. Именование врат «Царскими» связано с явлением в мир Христа — Спасителя, Который Сам говорил о Себе: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется» (Ин. 10,9). Образ святой Евхаристии в виде Тайной вечери находится прямо над Царскими вратами. «Евхаристия» является образом возобновляющегося в богослужении спасительного события, произошедшего некогда на Тайной вечере, объединяющее и охватывающее все времена, соединяющее временное и вечное, земное и небесное.

Справа от Царских врат обычно расположена икона Спасителя, где Он изображен с благословляющим жестом и с Книгой. Слева — икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), обычно  (хотя не всегда) изображает святого или праздник, в честь которого освящен престол данного алтаря. 

Кроме Царских врат, в нижнем ряду расположены также диаконские двери. Как правило, они гораздо меньшего размера и ведут в боковые части алтаря — жертвенник. На диаконских дверях обычно изображают либо архангелов (Михаила и Гавриила), символизирующих ангельское служение священнослужителей. 

Задание: опиши порядок расположения рядов в классическом русском иконостасе (пятиярусном):