Суббота, 04.05.2024, 13:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Проторенессанс

Здравствуйте!

Предлагаю ознакомиться с текстом урока.

Свет любви Данте, божественный, как всё, что связано с этим человеком, навсегда остался над Флоренцией, подобно прекрасной немеркнущей заре. Благодаря этому, быть может, Флоренция стала местом веры и радости

Павел Муратов

Родиной Возрождения, её классическим очагом была Италия, имеющая глубокие античные корни, благодатный климат и выгодное географическое положение. В её городах никогда не прекращалась общественная жизнь, а сложившееся мироощущение сильно отличалось от религиозного пессимизма европейских стран, расположенных к северу от Альп.

Итальянское Возрождение принято подразделять на следующие этапы:

  1. Проторенессанс, или предвозрождение (конец XIII-XIV вв.), которое делится на: Дученто (двухсотые годы) — XIII в. и Тре­ченто (трёхсотые годы) — XIV в.

  2. Раннее Возрождение, или Кватроченто (XV в.).

  3. Высокое Возрождение, или Чинквеченто (конец XV — начало XVI в.).

  4. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в.).

Проторенессанс (от греч. протос — первый) стал предвестни­ком новой художественной культуры Италии. Возникший на осно­ве византийско-готических традиций и зарождающихся ренессансных особенностей, он сыграл большую роль в развитии всей евро­пейской культуры, подготовив дальнейшее наступление Ренессанса. Центрами Возрождения стали города Тосканы (север Италии), в которых власть сосредоточилась в руках крупных банкиров, купцов и ремесленников и которые рано приобрели политиче­скую самостоятельность. Это Флоренция, Милан, Сиена, Болонья, Пиза, Падуя. В некоторых из них сложились художественные школы: в Пизе, Сиене, Болонье и, конечно, основанной на бере­гах реки Арно Флоренции («Цветущая»), Ей принадлежало пер­венство среди других городов-государств, а её роль в развитии культуры Италии подобна роли Афин в Греции.

1. Карта Италии

Если романское и готическое искусство почти не оставило имён мастеров, то в эпоху Возрождения положение художника в обществе изменилось. Безличное цеховое мастерство уступило место индивидуальному творчеству Зачинателями Проторенессанса в области пластических искусств были: Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Джотто. Пытаясь преодолеть в своём творчестве средневековые традиции, они во многом опередили своё время.

Архитектура Проторенессанса

В Италии позднеантичная традиция почти не прерывалась, и готика не получила широкого развития (вспомним соборный комплекс в Пизе). Поэтому средневековая итальянская архитектура стала мостом, перекинутым от античности к Ренессансу. Хотя во Флоренции в этот период появлялись сооружения, овеянные новым духом, в целом, архитектура Проторенессанса не обладала ещё большой степенью единства. В конце XIII в. во Флоренции возводится главное храмовое сооружение, ставшее символом города, — собор Санта Мария дель Фьоре. Автором первого проекта фасада собора был Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1310). Затем работу над проектом продолжил Джотто, построивший стройную, гордую, пятиярусную кампанилу (колокольню) Флорентийского собора.

2. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Слева - кампанила Джотто

На её стенах, расцвеченных полосками снежно-белого, зеленовато-чёрного, розового мрамора (так называемый инкрустационный стиль), выполнены рельефы. Арнольфо ди Камбио был также автором известных храмовых и гражданских монументальных построек во Флоренции того времени: здание синьории (городского совета), известное под названием Палаццо Веккьо, и церкви Санта Кроче:

 

Палаццо Веккьо - это тяжёлый куб с высо­кой башней, облицованный грубым камнем. На фасаде — окна разной величины, незаметный вход распо­ложен сбоку. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на пло­щадь. Могучий дворец служил сим­волом независимости Флоренции. Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад со­здан в XIX в.). Храм отличается ши­рокими пролётами, единым свет­лым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное по­толочное перекрытие.

Более нарядно ритмически органи­зованное палаццо Публико в Сиене (1298— 1310 гг.). Его фасад выходит на площадь дель Кампо. Подобная амфитеатру, расположенному на склоне холма, площадь как нельзя лучше приспособлена для созерца­ния различных зрелищ множеством народа. Площадь дель Кампо — пер­вый в Европе праздничный центр города, где устраивались турниры и театральные представления. До сих пор каждый год здесь происходят конные состязания между город­скими округами. Им предшествует красочный парад участников в сред­невековых костюмах.

3. Пьяцца-дель-Кампо в Сиене

Скульптура Проторенессанса

Ранее всего, пожалуй, искусство Проторенессанса проявилось в скульптуре. Она связана с именами Никколо Пизано и Джованни Пизано.

Никколо Пизано (1220/25-1278/84) был одним из родоначальников новых тенденций в скульптуре Проторенессанса, отказавшись от бестелесности готических фигур. Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов. Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объёмность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоминает римскую богиню Юнону, аллегория Силы в виде обнажённого атлета — античного героя Геракла.

*Кафедра — в христианском храме возвышение, с которого произносятся проповеди.
**Баптистерий — в христианской архитектуре сооружение, в котором совершается таинство крещения.
***Пророк — в религии избранник Бога на земле, открывающий людям волю Бога и смысл прошедшего, настоящего и будущего.
****Аллегория — выражение какого-либо отвлечённого понятия в виде конкретного образа (например, правосудия в виде женщины с завязанными глазами и с весами в руках).

4. Кафедра баптистерия в Пизе. Никколо Пизано

Из мастерской Никколо Пизано вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса — его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, известный и как архитектор. Арнольфо ди Камбио (около 1245 — после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи. Украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре, оконченный в 1278 г., стал гордостью города. Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. Полулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музее во фрагментах. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец. В произведениях Джованни было много нового и необычного. Его произведениям присущи эмоциональность, неистощимая фантазия, страстность. Творчество Джованни Пизано — редкий пример искусства, которое опережало своё время и протягивало нити в будущее. Его сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев». Переплелись между собой многочисленные фигуры; матери, пытаясь спасти  своих детей, вступают в схватку с солдатами; даже львы, поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости.

5. "Избиение младенцев" - фрагмент рельефа кафедры в церкви Сант-Андреа в Пистое. Джованни Пизано

Живопись Проторенессанса

Центральной фигурой проторенессансной живописи, «светочем флорентийской славы» стал живописец, архитектор, скульптор Джотто ди Бондоне (1266/76-1337), художественные реформы которого намного опередили своё время. С его именем связан истинный перелом в итальянском искусстве. Не выходя из круга религиозных тем, Джотто изображал в библейских сценах жизнь земных людей с её радостями и страданиями. Он первым изобразил реальное трёхмерное пространство, построенное на перспективно-линейном основании; ввёл в живопись пластический объём фигур; изобразил в живописи интерьер. 

Самым известным его произведением стал цикл фресок (38 сцен из жизни Христа) в Капелле дель Арена в Падуе, названной так потому, что на её месте когда-то находилась арена цирка, которая принадлежала банкиру Энрико Скровеньи. Фрески, расположенные вдоль боковых стен, гармонично согласуются с архитектурным пространством капеллы. Основная идея фресок Джотто — «это идея высокой значимости нравственных ценностей. Данное положение получает наиболее полное раскрытие в трактовке центрального образа всего цикла — Христа. Христос выступает как носитель высокой идеи нравственного совершенства. Подобно античному герою проходит он с высоко поднятой головой через все тяжёлые испытания, со стоическим мужеством, а не с христианским смирением перенося ниспосланные на него несчастья». (В. Лазарев)

Самые известные фрески этого цикла - "Оплакивание Христа" (см. в учебнике) и "Поцелуй Иуды" (видео ниже).

Литература Проторенессанса

Современник и земляк Джотто — великий Данте Алигьери (1265-1321) был «последним поэтом Средневековья и вместе с тем первым поэтом Нового времени», создателем итальянского литературного языка и политическим деятелем. Героиней многих произведений Данте была молодая флорентийка Беатриче, которая рано умерла и любовь к которой он пронёс через всю жизнь. Данте были написаны лирические стихи, роман «Новая жизнь», научные трактаты на латинском языке, но его поэтическую славу составила «Комедия» — поэма, названная «Божественной» уже после его смерти восхищёнными почитателями. В ней Данте дал картину жизни современной ему Италии, выразил своё понимание мира и человека.

В основе сюжета «Божественной комедии» лежит распространённый в Средние века жанр «видений» или «хождений по мукам». Это рассказ о странствиях человека в загробном мире. Описанный Данте путь по трём царствам загробного мира представляет опыт морального совершенствования человека. Поэма включает три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен. Данте проходит девять кругов ада и кручи чистилища, очищаясь от семи смертных грехов. По аду и чистилищу поэта сопровождает языческий поэт Вергилий, а по раю — его возлюбленная Беатриче.

«Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. 

Музыка Проторенессанса

Музыка Проторенессанса, как и другие искусства, испытывала влияние гуманизма и опиралась на античное наследие. В данном случае — это литературные и поэтические произведения Древней Греции и Древнего Рима, так как нотной записи в античности ещё не было. Так же как и в других искусствах, в музыке усиливалось светское начало и ослабевало церковное влияние, хотя полного разделения светской и культовой музыки не было. Как в литературе происходило обращение к национальному языку, так и в музыке — становление национальных музыкальные школ, исполнение песен на родном языке, а не на латыни.

Таким образом, la vita nuova — новая жизнь (по словал Данте), прочно вошла и в культуру Проторенессанса, став главной темой поэзии, скульптуры, живописи и, конечно же, музыки. Новое музыкальное искусство XIV в., возник шее в растущих североитальянских городах (его очагом была Флоренция), позднее получило название по трактату французского композитора и теоретика Филиппа де Витри ars nova — новое искусство. Музыка Треченто с его светскими жанрами (мадригал; баллада; качча; рондо; лауда) и инструментальным музицированием была связана с народными истоками, с бытовой песенной лирикой и отличалась свежестью, наивным реализмом и утончённостью. Музыка Арс Нова отличалась мажорным звучанием, естественностью и благозвучием. 

Мадригал (от лат. Matricale — песня на родном языке) — это итальянская двух- или трёхголосная, чаще лирическая песня из нескольких коротких куплетов с припевом. Этот музыкальный жанр связан с творчеством поэта Петрарки и композитором Ландино.

Качча (итал. Caccia — букв, «охота», «погоня») — это жанр светских вокальных (чаще двухголосных с инструментальным сопровождением) пьес, в которых изображались жанровые картинки охоты, а музыка иллюстрировала содержание слов. Музыкальная форма этого жанра использовала канон, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но начинают её разновременно и получается как бы «преследование» одним голосом другого.

Баллада — танцевальная песня или сценка, исполнялась соло; с инструментальным аккомпанементом, а иногда и с хором.

Лауда — это лирическая или сатирическая многоголосная хоровая песня ремесленников духовно-назидательного характера.

6. Франческо Ландини (1325-1397). «Ecco la primavera» (баллада)

Ученик! Теперь ты имеешь представление о художественной культуре Предвозрождения - Проторенессансе. Ответь на следующие вопросы и вышли ответы учителю:

1. Какая страна стала форпостом новой европейской культуры и почему именно она? Какие ее города стали центрами зарождающегося Возрождения?

2. Перечисли основных представителей эпохи, отнеся их творчество к определенному искусству.

3. Проторенессанс - время появления первых палаццо. Что это такое и как его можно отличить от прочих построек (как он выглядел снаружи)?