Суббота, 04.05.2024, 09:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Крито-микенская культура

Здравствуйте!

Тема урока: Крито-микенская культура

Цель урока: Познакомиться с особенностями крито-микенской культуры и факторами, повлиявшими на ее развитие.

Инструкция: Законспектируй лекцию по Крито-микенской культуре в тетрадь. Фото конспекта (или скриншот, электронный текстовый документ) вышли учителю.

 

Эгейская культура (крито-микенская культура) - общее название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии). Первые центры были открыты в результате раскопок Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899).

Крит

 

На Крите во 2-ом тысячелетии до н. э. впервые на территории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города Кнос, Фест, Гурния. Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживлённую торговлю с с другими народами. Правили Критом цари, одним из которых был легендарный Минос. По имени этого царя культуру и искусство Древнего Крита называют также минойскими. 

 

МИФ. Минос был царем Крита, по могуществу сравнимый, пожалуй, с властью фараонов в Египте. По легенде, Минос является сыном бога Зевса и Европы. Когда Зевс влюбился в Европу, ее строгий отец запретил молодым видеться. Тогда, превратившись в быка, Зевс похитил Европу и унес ее на остров Крит, где в античном городе Гортина и был рожден их первенец – будущий царь Крита, — Минос.

Похищение Европы. В. Серов. 1910.

СВЕТСКОСТЬ ИСКУССТВА. Хотя религия и играла важную роль в жизни критян, она не сковывала их мировоззрения. Критяне воспринимали мир в нерасчленённом природном движении. Для минойской культуры характерно стремление раствориться в окружающем. Как и в Египте, строительное искусство процветало и на Крите. Но здесь оно носило преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам. Не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество. Ясно, что не религия - главная тема критского искусства. Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости, поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией.

ДВОРЦЫ. В 1580-1450 гг. до н.э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. Помимо Кносского дворца, существовали и три других дворца в Фесте, Маллии, Като-Закро, каждый из которых, как и Кносс, являлся религиозным, культурным и хозяйственным центром своей части Крита. Также существует дворец на острове Фера (ныне Санторин).

Прихотливы и запутанны Критские дворцы. Они состоят из группирующихся вокруг центрального двора помещений разных размеров и форм в два - три яруса, не подчинённых никакому регулярному плану. Таков дворец в Кноссе, названный Лабиринтом из-за того, что его тронный зал был украшен изображением лабриса - двуручной секиры, священной на Крите.

Белые стены, тёмные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, - особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего. Световые колодцы, вентиляционные каналы, многочисленные лестницы и портики... Но небольшие комнаты, низкие потолки. В своих дворцах критские цари жили вольготно и пышно.

   

МИФ. "Однажды бог Посейдон подарил царю Миносу прекрасного быка белоснежного цвета. В быка влюбилась жена Миноса. От зоофилической связи их родилось чудовище с головой быка и человеческим тело и с весьма хищным нравом – не прочь он был полакомиться человечинкой, и был очень свиреп!.. Минотавра заточили в специально построенный мастером на все руки Дедалом,  лабиринт. Афинское государство платило дань Миносу, посылая периодически на съедение минотавру по семь юношей и девушек из знатных семей (простолюдинами минотавр брезговал). Войти в лабиринт было несложно, а вот выйти – практически невозможно (постарался Дедал). Но судьба, в лице полюбившей Тесея дочери Миноса Ариадны, была благосклонна к герою; у Ариадны нашелся волшебный клубок. Распутывая клубок, Тесей прошел до камеры, где находился минотавр, в нелегкой борьбе, убил его, а обратно шел, сматывая клубок." Таков миф, в котором древние греки донесли до нас память о запутанности критских дворцов.

ФРЕСКИ. Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Стены дворца заполняли росписи в виде фризов или панелей. В росписях преобладали яркие и светлые краски, которые не служили раскраской внутри контура, как в египетских фресках, а наносились цветовым пятном, динамичным, подвижным, формообразующим.

В сравнении с искусством Египта критская живопись раскрывает перед нами совершенно новый мир. Вот, например, фрагмент стенной росписи, изображающий девушку в профиль. Огромный глаз, изображённый, как в египетских росписях, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве (женщины – светлые, мужчины – темные). Но в нём дышит совсем иной дух. Оживлённое личико, вздёрнутый нос, вишнёвый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки тёмных кудрей. Кружева и лиф привлекают сочетанием ярких голубых и пурпурных тонов. Найдя этот фрагмент, Эванс сразу же окрестил девушку "Парижанка". Так она и обозначается до сих пор в истории искусства.

Другая фреска из Кносского дворца. "Игры с быком" (Тавромахия). Такие игры занимали значительное место в религиозных обрядах критян. Огромный бык в неистовом галопе. Его нарочито удлинённая фигура своей мощной массой заполняет почти всю фреску. А перед ним, за ним и на нём самом стройные акробаты, проделывающие самые опасные упражнения. Всё в этой композиции живо, порывисто и в тоже время непринуждённо. Фигура быка с опущенной мордой и задранным хвостом кажется грациозной в своём изгибе.

Критские дамы, разряженные и оживлённые, глядят на какое-то состязание или церемонию... Возможно, это не просто дамы, а жрицы. У них такое же одеяние как у богинь или жриц со змеями. Прекрасен юноша с осиной талией, в диадеме, такой гордый и властный, что в исследованиях о критском искусстве его называют то "принцем", то "царём-жрецом".

На стене тронного зала Кносского дворца на красном фоне, по которому проходят светлые волны, чётко вырисовываются фигуры грифонов - полульвов, полуорлов, как бы охраняющих владыку этих мест. Их головы гордо подняты, высокие цветы обрамляют эти изящно-величественные изображения.

ЛЮБОВЬ К МОРЮ в ЖИВОПИСИ И КЕРАМИКЕ. Пленительны изображения летающих рыб, дельфинов, рыб в аквариуме - мотивы, почерпнутые из мира морских глубин. Эти мотивы очень часты и в живописи, и в замечательной критской керамике, как, например, в знаменитой "Вазе с осьминогом". У критских художников ясно чувствуется любовь к морю, к вечному движению, царящему в нём, к цветовым переливам морской волны. Каждодневное созерцание моря, море как источник главных земных благ - всё, что связано с морской стихией, отражено в содержании и стиле критского искусства, будь то фреска или раскрашенный керамический сосуд. Изменчивость и движение как основа художественного образа, волнистость узора, быстрая смена видений и поэтому стремление запечатлеть мгновенность - вот в значительной степени то новое, что дало миру искусство Крита.

   

Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чём свидетельствуют золотые кубки из Вафио (Спарта), но критское происхождение которых не вызывает сомнения. С исключительной остротой и наблюдательностью на них изображены сцены ловли и приручения диких быков.

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА. Мелкая пластика Крита, как и живопись носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, фаянсовые статуэтки изящных женщин со змеями в руках, олицетворяющих богиню растительности.

    

КЕРАМИКА. В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX - XVIII вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в XVII - XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ); к концу XV в. до н. э. предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».

ПИСЬМЕННОСТЬ. Линейное письмо А – еще не расшифровано.

 

ЗАКАТ КУЛЬТУРЫ. Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры, особенно на Крите, в значительной степени пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира (Фера), находившийся здесь дворец был погребен под пеплом. Это во многом ускорило упадок минойской культуры, на Крите после этого появилось ахейское (микенское) население, принесшее новую культуру. Кносс, единственный оставшийся дворец на острове, около 1400 до н. э. подвергся разрушению. В конце XIII в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.

 

МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Ее создатели — греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III - II тысячелетия до н. э., многое позаимствовали у критян. Например, микенское линейное письмо «Б» было вариантом минойского письма, которое было приспособлено к греческому языку. Но в то же время микенская культура обладала самобытностью. Она имела более суровый, мужественный, крепостной характер.

ГОРОДА. Дворцы на материке представляли собой выстроенные на высоких холмах крепости, окруженные стенами из массивных каменных блоков (акрополи): Пелопоннес уязвим и с моря и с суши. В Тиринфе одна из стен крепостной стены с галереей внутри — так называемая «каземата» — имеет толщину 17 метров и сложены из каменных глыб весом 5—6 тон. Такую кладку не случайно назвали циклопической, она подстать гигантам-циклопам, а не простым смертным.

Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство. И это единственный памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве.

МЕГАРОН. Через ворота путь между параллельными стенами ведет на холм, в центре которого размещается Микенский дворец. Микенские дворцы очень похожи на критские — торжественные портики с колоннами, убранство центральных помещений напоминает убранство кносского Тронного зала. Но они уже не напоминали лабиринты, у них были другие формы (строгие и простые), весь комплекс более упорядоченный, чем Лабиринт Кносского дворца.

Микенская крепость-дворец — прообраз греческого жилища. Если центром дворцов на Крите был открытый двор, то сердцем микенских крепостей — мегарон — большой парадный прямоугольный зал с очагом посередине, служивший для торжественных сборищ и пиров. Вокруг очага 4 колонны поддерживают навес с отверстием в нем для дыма. Жилые и подсобные помещения группируются вокруг мегарона. Это вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, и не имеет внутреннего двора. Сооружение делилось на три основных помещения. Сначала вы попали бы в преддверие — вестибюль с обрамленным колоннами портиком. Потом вы попали бы в центральный зал — мегарон с троном у правой боковой стены (также как и в критских дворцах). Далее находилось еще одно помещение, скорее всего служившее «сейфом» дворцовой казны или священных вещей для отправления культа. Из эгейского дома с мегароном сложилась архитектура античного храма.

ГРОБНИЦЫ АХЕЙСКИХ ЦАРЕЙ. Они имеются двух видов: шахтовые, т. е. прямоугольные могилы в скале (XVI—XV вв. до н. э.), и, так называемые толосы (XV—XIV вв. до н. э.) – круглые в плане купольные гробницы. Самая знаменитая гробница была найдена Шлиманом у подножия Микенского акрополя и названа им сокровищницей Атрея — по имени царя Атрея, отца Агамемнона, владетеля Микен и героя гомеровской «Илиады». К гробнице вели длинный узкий коридор-дромос 36 м длиной и 6 м шириной и высокий, красиво оформленный портал, полуколонны которого были богато расписаны длинными зигзагами. Купол был украшен золочеными серебряными розетками, имитирующими небесный свод. Вход высотой в 10 м перекрыт монолитной плитой весом 100 т. В этих некрополях, хранились все богатейшие сокровища микенских царей. В каждом «круге» устроено по нескольку глубоких шахтовых гробниц прямоугольной формы, очень грубых, даже без обкладки стен камнем, но хранящих в себе несметные богатства. На Крите тоже встречались купольные гробницы, правда, небольшого размера, предназначенные для захоронения членов целых родов. Но таких богатых погребальных сооружений с дромосом около тридцати шести метров никогда раньше не строили.

Внешне здания были самыми обычными и простыми, а вот внутри они были очень богато и роскошно отделаны. Полы были расписаны шахматным орнаментом с включенными в клетки фигурами подводных богов — тунцов, осьминогов. Во дворце Пилоса к трону вел напольный жертвенный канал, возможно, предназначенный для отправления в «море» особых жидкостей. Стены были полностью покрыты фресками, на которых встречались сцены с грифонами, сфинксами и львами, подобными представленным в Тронном Зале Кносса. В живописи иногда кажется, присутствует островная эгейская школа, но в целом росписи совершенно другие.

ЖИВОПИСЬ – ФРЕСКИ. Ахейцы отличались большей воинственностью, чем критяне. Это отразилось и в сюжетах фресок, где явно предпочтительнее сцены охоты и битв, но сам рисунок суше и четче, композиции статичнее и более склонны к симметрии, так же более условен и стилизован орнамент на вазах. Огромное животное подавляет маленькие фигуры людей. Приемы такого рода, используемые на ранних этапах развития живописи, на Крите уже не встречались. Здесь же чувствуется грубоватая и менее искусная, даже отчасти «варварская» рука.

В другой знаменитой фреске из дворца в Тиринфе — «Орфей» — заметно несоответствие маленькой фигуры музыканта и огромной тяжеловесной птицы. Голубь, очевидно, воплощающий небесное божество (Афродиту, как позднее у эллинов), для художника значительно важнее смертного человека. Диспропорции такого рода тем более заметны, что в росписи отсутствует природная среда — пейзаж, полный звуков и запахов трав, который так любили критяне. Нейтральный одноцветный фон, на котором разворачивается сюжет, остается немым и непроницаемым. Персонажи росписи — охотники или воины, герои новых микенских тем, отсутствовавших у минойцев, показаны неловкими, застывшими.

Микенцы, так же как и критяне, в своих росписях часто изображают священные процессии. Мужское начало в микенской культуре значительно усилилось. Здесь формировалась другая традиция, Гомер писал в «Илиаде», что в этом обществе господствовал мужчина, отец, глава рода. У критян же был, судя по всему, роль женщины в роду была очень высока.

Смена взгляда на роль женщины отразилась и в живописной традиции. Образ женщины уже понимается иначе. Так в тиринфском дворце есть изображение фигуры женщины. Ее назвали «Тиринфянка», и она отдаленно напоминает знаменитую кносскую «Парижанку». На фреске до наших дней сохранились часть фигуры в профиль, одежда и даже прическа. Но глядя на изображение не чувствуешь того чарующего трепета жизни, который возникал в Кносском дворце. Все линии подчеркнуты контурами, а участки рисунка как будто залиты плотными, эмалевыми красками. Как будто вместо живых и чувственных образов, еще недавно царивших в критском искусстве, на фресках появились застывшие, подчеркнуто декоративные, стилизованные формы.

Еще больше различия можно найти в фигуре «Микенянки».  Небольшая голова, крутые, сильно развернутые плечи и совершенно другой профиль, с коротким носиком и тяжелым подбородком – таков этот яркий и резковатый образ. Голубовато-синие, насыщенные красно-порфировые, нежные серебристые и палевые тона сменились горячими желтыми, ярко-красными, глухими черными.

Так в изобразительном искусстве ахейцев возникает иная художественная система, а это значит иной взгляд на мир. При всей своей статичности, и даже неуклюжей робости образы кажутся более сильными и жизнеспособными. Микенцы прочно стоят на земле, не боясь тяжеловесности. Во второй половине II тысячелетия до н. э. в сознании микенцев начинает преобладать порядок и логика, предвестница великой греческой философии и науки. Мир греков-ахейцев основан на силе разума и организованности интеллекта. Поэтому и нет в их искусстве больше той экспрессии, чувственности и стихийности, которая так наполняла всю критскую культуру.

МАСКИ. На дне глубоких шахтовых гробниц, где были погребены члены царского рода, на лицах мужчин лежали золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты микенских правителей. И минойские маски очень необычны. Лучше всего сохранить черты смертных царей нетленными может маска из золота.

Что интересно, для женщин маски не предполагались, но у знатных женщин маски заменялись диадемами с широкой лентой и громадными высокими лучами. И эти диадемы напоминают нам о мироощущении критян. Там божество воплощалось в женском образе. И головной убор украшенный диадемой, так напоминающей солнечное светило, говорит о прямой связи с богами-светилами, воплощением которых считались микенские царицы. Связь с островным искусством прослеживается и в золотых бляшках со штампованным изображением крито-микенских богов — бабочек, осьминогов, пчел, звезд и т. п.

Хороня воина в могилу, клали его оружие. Так были найдены богатые бронзовые кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и инкрустированными рисунками — сценами охоты, бегущими львами, водоплавающими птицами, звездным небом. Изображения очень живописны и дышат критской свободой исполнения. В шахтовых гробницах обнаружен и целый ряд прекрасных золотых перстней-печатей минойской работы. Археологи нашли немало целых тонких пластинок листового золота, которые украшали одежду умершего владыки и отправлялись с ним в загробный мир. В женском уборе много драгоценностей: золотые диадемы, браслеты, кольца. Особенно любили микенцы сосуды из серебра, золота и сплава золота с серебром в виде голов каких-либо животных и птиц или с рельефным изображением бурных сцен охоты. Они относились к числу самых богатых даров.

Микенская керамика в техническом отношении лучше критский: тоньше стенки сосудов, прочнее краски.  Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Микенские и тиринфские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм.

Наметившиеся в этом древнейшем греческом искусстве черты чёткости и законченности формы, тектоники и замкнутости получат дальнейшее развитие в молодом греческом искусстве. Они проявятся в планах храмов, сходных с мегароном, в раннем появлении монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приёмах, керамической технике.

В начале XII века до н. э. государства эгейского мира приходят в упадок. Начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев. Эта волна разрушает очаги эгейской культуры на несколько веков приостанавливая развитие реалистического искусства.