Суббота, 04.05.2024, 19:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Венецианская школа живописи. Эстетика Позднего Возрождения

Здравствуйте!

Тема урока: венецианская школа живописи. Эстетика Позднего Возрождения

Цель урока: познакомиться с художественной культурой Позднего Возрождения на примере творчества Тициана и Джорджоне, с музыкальной культурой периода.

Инструкция: внимательно прочитай текст урока; исправь ошибки в следующем тексте и перешли его учителю с подчеркнутыми исправлениями (с "правильным" текстом)

Первыми мастерами Высокого Возрождения венецианской школы были Джорджоне  и Тициан - мастера масляной живописи, которая получила широкое развитие в Венеции, где влажность климата не позволяла использовать фресковую живопись.

Художники Венеции отличались пристрастием к восточной роскоши и декоративности, а сам город поражал пышностью, праздничностью и красотой. Венецианские живописцы начали писать непосредственно с натуры, изображая предметы с помощью цвета и пятен, не пользуясь предварительным рисунком. Основу живописи они видели в цвете.

Творчество Джорджоне (1477/78-1510), в котором окончательно побеждает светское начало, отличалось глубоким интеллектуализмом и утонченной гармонией. В его картинах, рассчитанных на длительное и спокойное созерцание, отсутствует портретная конкретность характеров, а природа занимает все более решающую роль. Они отличаются особой теплотой, плавностью линий, изысканным колоритом и музыкальностью. К его шедеврам относятся "Три философа", "Юдифь", "Гроза", "Спящая Венера", "Сельский концерт". В эрмитажной картине "Юдифь", созданной на основе библейского сюжета, изображен не героический, а поэтический образ женщины.

В наиболее известной картине "Спящая Венера" женская обнаженная фигура представлена без определенного сюжета. Это первое изображение "наготы ради наготы".

Вершиной искусства Возрождения в Венеции стало творчество Тициана (1477-1576) - художника, прошедшего, как и Микеланджело, огромный жизненный путь и заставшего расцвет, зенит и закат венецианского Возрождения. Он вносит новые оттенки в понимание красоты человека, в эмоционально-образный строй языка венецианской живописи. Его герои менее утонченны, чем герои Джорджоне, но более полнокровны, могучи и активны. Одна из его ранних работ, которая показала собственное лицо художника, - аллегорическая картина "Любовь земная и небесная", полна спокойной радости.

* аллегория - иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.

На краю мраморного бассейна, под густыми кронами деревьев сидят две прекрасные женщины - обнаженная Любовь небесная и одетая в пышный наряд Любовь земная. Шаловливый амур между ними то ли пробует воду, то ли пытается выловить что-то из бассейна. Между фигурами нет никакого взаимодействия, только лишь поворот Любви небесной к визави да перекличка красного цвета ее плаща и рукава платья Любви земной. Еще древнегреческий философ Платон в диалоге "Пир" показал два разных образа Венеры: олицетворяющую любовь чувственную, ведущую к продолжению рода, и олицетворяющую любовь духовную, целомудренную. Любовь земная богата одета, украшена драгоценностями - символом земной суетности. Любовь небесная напротив, нага, что символизирует чистоту и невинность. Прекрасный лирический пейзаж окутан призрачным таинственным светом. Эта идиллия счастливого беззаботного бытия на лоне природы успокаивает и влечет за собой рассеяние мыслей.

Время примерно с 1530 г. и до конца XVI в. получило название Позднего Возрождения. Это было время нарастающей общественной реакции, упадка экономики, распространения иноземного господства, усиления церковного гнёта, кризиса в искусстве. К этому времени относится позднее творчество Микеланджело, в котором усиливаются ноты отчаяния. Для великого мастера это время утраты друзей и полного одиночества. Огромная фреска "Страшный суд" (алтарная стена Сикстинской капеллы) воспринимается как воплощение идеи крушения мира.

В творчестве позднего Тициана также находят отражения драматические противоречия того времени, когда вера во всемогущество человека вступает в противоречие с окружающим миром. Его портреты, продолжая ренессансную реалистическую линию, удивительно точно раскрывают суть характеров и анализируют внутренний мир портретируемых, которые полны внутреннего напряжения. Психологизм и трагизм - черты позднего творчества Тициана. Тема трагического страдания прекрасного человека звучит в его шедеврах: "Кающаяся Мария Магдлина", "Святой Себастьян", "Коронование терновым венцом", "Пьета". В этих произведениях библейские герои показаны прекрасными земными людьми, которые страдают, но их чувства ярки и прекрасны. Жестокий конфликт человека с окружающей средой передает и пейзаж, полный грозного движения и мрачного колорита. Он созвучен душевному состоянию героев и усиливает драматизм сцен.

  

Несмотря на ноты трагизма, усталости и одиночества в последний период творчества, великий художник остался верен идеалам гуманизма, представляя человека высшей ценностью, человека, познавшего скорбь мира, но не утратившего достоинства, мудрости и мужества.

Кризисные явления в общественно-политической сфере, характерные для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью, дают начало развитию так называемому стилю "маньеризм", в котором изяществу, богатству фантазии и виртуозной технике отдавалось предпочтение перед глубиной содержания, ясностью и цельностью образа. Для этого формально совершенного, но холодного стиля были свойственны, с одной стороны, мастерское владение техникой, тонкое выполнение деталей и рафинированность, а с другой стороны - дисгармония, внутреннее смятение, уход от реальной действительности в мир субъективных переживаний.

Италия во все времена славилась высокой музыкальной культурой, а самым богатым считается XVI в., век высокого подъема всех видов искусства. Достигает своей вершины вокальная полифоническая музыка (многоголосье) строгого стиля, широко развивается светская музыка. На фольклорной основе появляются многочисленные бытовые песни, танцы, продолжают развиваться вокальные ансамбли. Музыкальными центрами Италии XVI в. были Венеция и Рим. Возрождение дало мощный толчок развитию инструментальной музыки (вариации, фантазии и другие пьесы для лютни, виолы, скрипки, клавесина, органа). Самым распространенным музыкальным инструментом в Италии XV-XVI вв. была лютня. Музыканты-лютнисты очень ценились.

Главой римской школы Позднего Возрождения был автор многих церковных произведений (месс, гимнов, мотетов, ораторий) и преобразователь религиозной музыки Джованни да Палестрина (ок. 1525-1594). Создав величественную "Мессу папы Марчелло", ему удалось убедить папу Римского в том, что полифония не мешает восприятию текстов богослужения.

Дж. да Палестрина. "Месса папы Марчелло", Аgnus Dei

Особенностью музыкальной культуры Позднего Возрождения было возрождение жанра мадригала, который был тесно с поэзией.

** Мадригал - светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки мадригала восходят к народной поэзии, к старинной итальянской одноголосной пастушеской песне. С XIV в. под поэтическим мадригалом обычно подразумевают произведения, специально создававшиеся для музыкального воплощения. Это произведения на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и др. темы. В XV в. мадригал вытесняется из композиторской практики, а в XVI в. возникает вновь, быстро распространяется в европейских странах и вплоть до появления оперы остаётся самым значительным жанром профессиональной светской музыки.

Одним из лучших мастеров этого жанра был Карло Джезуальдо (ок. 1560-1613/14). Например, в мадригале "Томлюсь без конца" малейшие нюансы настроения находят точный музыкальный эквивалент:

Задумчиво один брожу я по полям пустынным,

Медленно и грустно

Дорогу озираю, чтоб сразу убежать,

Едва замечу на песке следы людские.

Другой защиты я не нахожу,

Чтоб скрыться от людского любопытства.

Хотя в глазах моих угасла радость жизни,

всем видно издали, как жар во мне пылает.

(Перевод С.Ошерова)

Мадригал, окончательно сложившийся к середине XVI в., стал своеобразной эмблемой музыкальной культуры переходного периода от Ренессанса к барокко.