Суббота, 04.05.2024, 21:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Образ "идеального города" в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга

Во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV - "короля-солнца". Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI — то, что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом (период 1762—1840). Путаница в терминах не должна вас сильно пугать, ведь так или иначе, данные художественные явления есть продолжения традиций античности, с ее рациональностью и простотой.

 
Период Европа Россия
XVII век классицизм                —
конец XVIII —

середина XIX века

неоклассицизм       русский классицизм
конец XIX —

начало XX века

 

     неоклассицизм

     (ретроспективизм)

Вспомним, что главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Кроме того, общество подчинилось влиянию третьего сословия - буржуазии, ставшей во второй половине XVIII века самой могущественной силой во Франции. Третье сословие объявило себя носителем добродетелей, полезных для нации: умения подчинять свои желания общему благу, чувства долга, патриотизма. Новые ценности - рассудочность, естественность, простота и ясность - воплотились в возродившихся традициях классицизма. Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Площадь Согласия, Париж

Площадь Согласия — центральная площадь Парижа, выдающийся памятник градостроительства эпохи неоклассицизма. Является второй по величине во Франции. Носила имя короля Людовика XV, после свержения монархии называлась Площадью Революции; своё нынешнее наименование получила в знак примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 году. В 1937 году ансамбль площади был внесён в перечень исторических памятников Франции.

Площадь имени Людовика XV была разбита между Елисейскими полями (с запада) и садом дворца Тюильри (с востока) по заказу самого короля его первым архитектором Жак Анжем Габриэлем в 1755 году. Первоначально представляла собой окружённый рвом восьмиугольник, по углам которого стояли восемь аллегорических статуй, символизирующих главные города Франции. Посредине площади установили конную статую Людовика XV работы Бушардона и Пигаля.

С северной стороны были возведены элегантные здания Морского министерства и отель де Крийон. Эти особняки - близнецы в стиле неоклассики. В 1787-90 годах через Сену был перекинут мост Согласия, который на противоположном берегу упирается в здание Национального собрания (бывший Бурбонский дворец).

Во время Великой Французской революции была названа Площадью Революции, статую короля сменила гигантская гильотина. Здесь в окружении ликующих толп народа были обезглавлены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта, позднее — Дантон и Робеспьер. По окончании революционного террора в 1795 году площадь получила своё современное название.

В 1831 году египетский правитель Мехмет Али предложил французскому правительству в дар луксорский обелиск фараона Рамзеса II. Он был доставлен в Париж 21 декабря 1833 года и по решению короля Луи-Филиппа был установлен в центре площади Согласия 25 октября 1836 года. Подобные обелиски («иглы Клеопатры») были также установлены в Лондоне и Нью-Йорке. Позолоченное навершие обелиска появилось только в 1998 году.

Особого внимания заслуживают красивейшие фонтаны, которые отличаются изображением морских и мифических персонажей. Ведь именно здесь расположено Министерство морского флота. Позолота на скульптурах и вечерняя подсветка придают фонтану сказочное очарование. Сами композиции являются копиями фонтанов римской площади Святого Петра.

Задания:

1. Используя текст учебника (с. 111-112), опиши мечту об «идеальном» городе, воплощением которой стала эта площадь, выпиши входящие в ансамбль площади объекты и то, что ее окружает;

2. Представитель "екатерининского классицизма", его сооружение, краткое описание объекта, чем выделяется (с. 112-113);

3. Представитель "александровского классицизма", его сооружение, краткое описание объекта, особенности и значение (113-115).