Суббота, 04.05.2024, 14:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Импрессионизм

Тема урока: "Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке"

Цель урока: познакомиться с главными художественными особенностями стиля, знать крупнейших его представителей и некоторые их произведения.

Ознакомься с текстом урока, выполни задания.

Академическая живопись — в XVII — XVIII веках развивалась с подчеркнутым культом рисунка, на основе знания анатомии и «антиков», образцов классического искусства. Однако постоянно появлялись художники, не желавшие подчинять свое образное видение этим рамкам, стремившиеся передать жизнь пространственной среды, наполняющих ее света и цвета.

У.Тернер. Дождь, пар и скорость. Западная железная дорога. 1844 г.

Прямым предшественником импрессионистов многие видят английского пейзажиста Уильяма Тёрнера. Он обладал необычайно развитым чувством не просто цвета, но цвета как носителя мощной динамики. Все его работы отмечены выразительными контрастами мерцающих зыбких тонов, в которых растворяются контуры предметов, и чарующей, почти театральной игрой света, а завораживающие цветовые эффекты передают неповторимую жизнь атмосферной стихии, постепенно уводя человека за пределы реальности. Время жизни Тёрнера совпало с расцветом романтизма, провозгласившего безграничную внутреннюю свободу творческой личности. Романтики заявляли о необходимости низвергнуть все заранее установленные правила (нормы классицизма) ради новых возможностей в отображении окружающей реальности и внутреннего мира человека. Тернер этому соответствовал как нельзя полно.

* Центром борьбы нового и старого в изобразительном искусстве был Париж. Он стал столицей европейской художественной жизни еще во времена короля Людовика XIV, когда были учреждены Академия и ежегодные выставки искусства, получившие название Салонов, где выставлялись новые работы живописцев и скульпторов. В XIX веке именно Салоны, где развернется острая художественная борьба, будут выявлять новые тенденции в искусстве.

После Салона 1824 года во Франции стал хорошо известен английский пейзажист Джон Констебл. Он первым начал работать полностью с натуры (пленэр – «открытый воздух», работа художника вне мастерской), и именно Констебл увидел природу как непрерывно меняющуюся целостность, неразрывно связанную с освещением и атмосферой. Никто не мог лучше, чем он, передать светозарность облачного неба и игру солнечного бликов на поверхности воды и листве деревьев.

Д. Констебл. Водяная мельница. 1825-1826 г.

Борьба романтизма с классицизмом. Реализма с романтизмом. К моменту сплоченного выступления импрессионистов на их первой выставке 1874 года в живописи главенство исторического жанра было потеснено, утвердились разные темы и новое отношение к выразительным возможностям света и цвета. Импрессионисты решали сугубо живописные задачи, передавая свое, лирически окрашенное восприятие природы, но тем не менее их творчество было воспринято как прямой вызов общественным вкусам. 

Мы послушаем совершенно субъективное, но абсолютно верное мнение об искусстве импрессионистов. Найдите в тексте видео положительные черты импрессионизма и отрицательные (на взгляд автора) и выпишите их в тетрадь.

Итак, подытожим (перепиши в тетрадь):
Импрессионизм возник во французской живописи в конце 60-х гг. XIX в. Термин в переводе с французского означает «впечатление». Такое название («Впечатление. Восходящее солнце») носит одна из картин К. Моне, представленная на первой выставке импрессионистов в 1974 г. Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

К. Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872 г.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840—1926). Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

К. Моне. Здание парламента в Лондоне. 1900-1904 гг.

Составь в тетради кластер об импрессионизме:

- передача впечатлений от окружающего мира (один миг);

- работа на пленере;
Художники-импрессионисты стремились передать на холсте свое впечатление от окружающего мира: прозрачность солнечного света, яркость природных красок, движение воздуха. Чтобы добиться этого, художники вышли из душных мастерских на свежий воздух, отказались от художественных средств академической, романтической и реалистической школ живописи, четкого контура, черных и серых цветов;

- чистые цвета мелкими точками, мазками (эффект оптического смешения красок);
Отличительной чертой импрессиозизма стало то, что художники не смешивали краски на палитре перед тем, как нанести их на холст, а рисовали чистыми цветами, нанося их мелкими точками или штрихами. Этот эффект оптического смешения красок, открытый французским химиком М. Э. Шеврелем, стал основным средством художественной выразительности импрессионистов. Если смотреть издалека, мелкие точки сливаются и создают именно тот цвет, который был нужен художнику. Если посмотреть на картину под увеличительным стеклом, то она похожа на разноцветную мозаику. 

- эффект эскизности, незаконченности, изображение нечеткое;
Импрессионисты пользовались густыми пастообразными красками, которые создавали на поверхности объемный эффект, и обычными жидкими красками. Сочетание различных по текстуре и густоте мазков придавало произведению эффект незаконченности, эскизности. Картина получалась как будто недописанной, контуры не были строго очерчены, мазки не были растушеваны.  

- изображение случайных ситуаций, а не постановочных сцен, неожиданная точка зрения и ракурс, слияние портретной и пейзажной живописи;
Самыми знаменитыми импрессионистами были Эдуард Мане (приведи названия 2-3 его импрессионистических картин), Эдгар Дега, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и некоторые другие. При всей непохожести их произведений, картины объединяет смелость композиционных решений, отбросивших принципы академической и реалистической живописи. Импрессионисты стремились посмотреть на окружающий мир с другой точки зрения, уловить самые яркие и необычные моменты в жизни природы и человека.  

- самыми распространенными сюжетами импрессионистов были пейзажи, бытовые сценки, городские зарисовки;
Но даже на портретах герои изображены так, будто застигнуты врасплох. Художнику удалось поймать мгновение и отобразить его на холсте: взгляд, выражение лица, жест.

П. О. Ренуар. Завтрак гребцов. 1880-1881 г.

Французский импрессионизм просуществовал недолго (последняя выставка импрессионистов состоялась в 1886 г., всего было организовано 8 выставок), но оказал существенное влияние на развитие мирового изобразительного искусства, стал предвестником различных стилей модернизма и авангардизма, появившихся в XX в. В русском изобразительном искусстве импрессионизм проявился в творчестве К. Коровина, И. Грабаря, ранних произведениях В. Серова.

Импрессионизм в музыке

Направление французской музыки, возникшее в 90-х гг. 19 в., получило название импрессионизма по аналогии с течением в изобразительном искусстве, хотя между ними не так уж много общего. Импрессионизм в музыке проявился стремлением передать настроение композитора и эмоции, которые являются для него самого и слушателей определенными символами. Если сравнивать с импрессионистической живописью, которая стремилась отобразить впечатление, то музыка в стиле импрессионизма стремилась вызвать впечатление у слушателей. 
Новаторами в этой области были, конечно, французские композиторы – К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка, Ф. Шмитт, Ж. Ж. Роже-Дюкас и некоторые другие. В целом музыка импрессионистов очень яркая и восторженная, она избегает острых социальных проблем и противоречий. Импрессионистической музыке свойственны поэтизация старинных напевов, элементы сказочности и фантастичности, насыщенность музыкальной палитры, богатство тембровых и гармонических средств музыкальной выразительности. Большое значение приобретали каждый звук и аккорд. Импрессионисты внесли в музыку национальные песенно-танцевальные жанры, восточные средства музыкальной выразительности, элементы джаза. 
В русской классической музыке черты импрессионизма можно услышать в произведениях А. Н. Скрябина, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Стравинского. (Муз. элемент)

Импрессионизм в скульптуре

В скульптуре черты импрессионизма проявились в 80-х гг. 19 в. В стремлении выйти за рамки конкретных форм скульпторы-импрессионисты часто нарушали основные законы скульптуры как изобразительного искусства. Скульпторы-импрессионисты отвергали классические формы, они стремились запечатлеть движущийся момент, передать мгновение, их скульптура унаследовала текучесть формы, стремление передать характер движения объекта или предмета. 
Отличительной чертой импрессионистических скульптур является неоднородность поверхности. Независимо от того, из чего сделана скульптура, она кажется шершавой, мягкой, незавершенной, как будто скульптор только еще начал очерчивать облик героя, но почему-то остановился, не отшлифовав его до конца. Такая поверхность создает причудливую игру света и производит впечатление ожившей материи. 
Представители импрессионизма в скульптуре – О. Роден, Э. Дега, М. Россо, П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина.

О. Роден. Граждане Кале. 1884-1888 гг.

О. Роден. Вечная весна. 1884 г.

Выпиши в тетрадь самых известных импрессионистов в музыке и скульптуре (из текста выше)