Суббота, 04.05.2024, 22:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Барокко. Архитектура и скульптура

   Здравствуйте!

Тема урока: Эпоха барокко. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера.

Цель урока: Познакомиться со стилем барокко, узнать предпосылки появления, особенности, характерные черты. Проследить черты стиля в архитектуре и интерьере. Узнать основных представителей и их произведения.

Инструкция: изучи урок; авторизовавшись на сайте, пройди КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ (без подсказок! у тебя одна попытка).

  Стремительно меняющаяся картина мира в начале XVII века разрушила образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Естественно-научные и географические открытия этого времени (кругосветное плавание, новейшие открытия в астрономии, изобретение телескопа и микроскопа) раздвинули горизонты, показали относительность пространства. Человек стал чувствовать себя песчинкой в огромнейшем мире, что приводило к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. Кроме того, Европа конца XVI века оказалась поделена на две части: католическую и протестантскую. С инакомыслием рьяно боролась инквизиция, однако, наиболее дальновидные деятели церкви призывали не преследовать протестантов, а защищать позиции католицизма, создавая новую систему духовного воспитания человека. В 1545 году в Тренто (небольшом австрийском городке) собрался Вселенский Трендский Собор, чтобы спланировать ответный удар Реформации. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) Церкви человеческое сознание способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться в своих грехах, привести душу в полное подчинение воле Божьей, тем самым приблизиться к познанию истины и воссоединению с Богом. Призвав на службу искусство, Собор начал борьбу за веру посредством ошеломления, психологизма, экзальтации и масштабности. Так  религиозные идеи легли в основу стиля барокко и определили его основные черты.

   Происхождение слова "барокко" вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское barroco — жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке. В итальянском же baroco означало "причудливый", "нелепый", "странный"; этот ярлык пустили в ход те искусствоведы и критики, которые считали недопустимыми произвольные комбинации классических форм в архитектуре. Словом "барокко" они клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице. И только в конце XIX века произошла переоценка барокко, им вновь стали восхищаться.

    Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

   Искусству барокко свойственны масштабность, насыщенная эмоциональная выразительность, контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация*, мотив преображения материи, сложность композиции, стремление к величию и пышности (некая театральность), к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). 

* аффект (душевное волнение, страсть) - относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ярость, ужас, отчаяние и т. п.); обычно сопровождается резкими выразительными движениями, криком, плачем.

   Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведённую в Риме к 1575 г. архитектора­ми Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Пор­та для мона­шеского ордена иезуитов. Имеет форму купольной бази­лики. Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощ­ными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей при­тягивает к себе внимание вошедше­го в церковь, как бы намеренно за­трудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный про­рыв вверх. Барокко тяготело к фасадности. Рассмотри композицию фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта, и с помощью учебника (стр. 69-70) ответь письменно на вопросы: чем облик зданий подобного типа отличаются от возрожденческих? Какие черты характерны для фасадов зданий барокко?

   Огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

   Главным делом жизни Карло Мадерны была перестройка собора Святого Петра (1607—1617 гг.). К основному зданию, возведённому в эпоху Возрождения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой притвор, превратив весь собор из центрического в вытянутый базиликальный. Помещение храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству, где находится могила Святого Петра. Он же построил фасад Собора. 

 

   Франческо Борромини, ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. Для церкви Сан-Карло в Риме был отведён маленький и очень неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперёд, и её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжёлая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом.

    Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным дарованием, как Лоренцо Бернини. Подобно великим творцам эпохи Возрождения, он в равной степени проявил себя и в скульптуре, и в архитектуре. Самое замечательное творение мастера — грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед собором Св. Петра в Риме. Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа Св. Петра». Посередине — египетский обелиск из Гелиополя, привезённый в Рим императором Калигулой и, по преданиям, украшавший цирк Нерона, в котором и был казнён апостол Пётр и на месте которого воздвигнут собор. Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними — обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. 

   Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Задание: опиши с помощью учебника внешний вид шатра-кивория (стр. 73-74).

   Одно из важных слагаемых в новых городских ансамблях составляли фонтаны, ибо динамика водной стихии по своей сути отвечает духу барокко. Площадь Навона (1648 - 1654) - пример удивительно органичного включения этого вида скульптуры в ансамбль римских площадей. Площадь - узкий, сильно вытянутый в длину овал, сохраняет контуры находившегося здесь когда-то древнеримского цирка. На площадь выходят две церкви и несколько дворцов. Три фонтана Бернини, нанизанные на продольную ось площади, подчеркивают ее форму. В центре — фонтан четырёх рек, статуи символизируют главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. В центре композиции был установлен обелиск, найденый на территории цирка Макценция на Аппиевой дороге. Два более старых фонтана — фонтан Мавра и Нептуна, построенные Джакомо делла Порта, были перестроены Бернини. Окончательный облик, однако, они приобрели в XIX веке. Площадь являлась излюбленным местом для ярмарок, праздников и отдыха римлян. Сегодня на площади в рождественское время проходит рынок, где продаются в основном игрушки. Круглый год площадь посещает множество туристов.

 

   Особую изысканность городским ансамблям барокко придает чистая скульптура. Ангелы Бернини, украшающие парапеты моста через Тибр напротив замка Св. Ангела, - типичная экспансия барочной скульптуры в нейтральное пространство среды. Фигуры с распахнутыми крыльями в развевающихся одеяниях, полные движения, эффектно выделяются на фоне замка. 

 

   Лоренцо Бернини – архитектор от Бога. Его первой зрелой скульптурной работой стал «Давид» (1623 г.). Вспомни миф о Давиде**. Задание: кто еще из известных тебе скульпторов создал статую Давида? Приведи два примера.

**Согласно Библии, юноша-пастух Давид (будущий царь Иудеи) победил в поединке великана Голиафа, сильнейшего воина армии филистимлян — народа, воевавшего с иудеями.

Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия. Скульптор показывал не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур усложнились. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Скульптор стремился представить своих героев в минуты глубокого эмоционального подъёма, который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные ракурсы, выражение лица, гибкую и подвижную мимику.


Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций — «Экстаз Святой Терезы» (1645—1652 гг.) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI в., занималась богословием, реформировала монашеский орден кармелиток. Бернини изобразил мистическое видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлёк стрелу, показалось мне, что он взял с нею моё сердце, и он оставил меня воспламенённой великой любовью к Богу». 
Беломраморную группу — Святую Терезу и ангела — мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа.


Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг его заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская аристократия. Творчество Бернини во многом определило  пути  развития  всей европейской культуры XVII в. В лучших его работах виден настоящий мастер, вошедший в искусство со своей темой — темой духовного преображения человека.