Суббота, 04.05.2024, 14:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Эвристические методы

Ассоциативные методы поиска технических решений обосновываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогий их вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

Ассоциация – связь, которая возникает при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.). Это образы, которые возникают в сознании человека в ответ на какое-то воздействие, например, в ответ на слово. Когда мы слышим слово "облако", то сразу себе представляем что-то воздушное, нежное, плавающее по небу и т.д.
Когда ассоциации выдаются в короткий срок, то возникают первичные ассоциации. Как правило, первичных ассоциаций может быть около десяти.
Но при поиске решений творческой задачи нам бывают необходимы не только первичные ассоциации, но и дополнительные. Те, над которыми человек думает и размышляет. Именно дополнительные ассоциации помогают обнаружить неожиданные, необычные свойства объекта или понятия.
Между двумя любыми совершенно различными понятиями (словами) можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в несколько шагов.
Например: "улица" - "зонт" https://3.bp.blogspot.com/-09xwdpBnJVk/W-1vc7B6e0I/AAAAAAAAAYo/hYxs_KdDPaExgUlSHnyZivVxvpTUzAMFgCLcBGAs/s640/%25D0%259C%25D0%25A4%25D0%259E.png
У нас получился ассоциативный переход в 4 шага.

Метафора – перенесение свойств с одного предмету (явления) на другой на основании общего для обеих признака.

К ассоциативным методам относятся (во многом аналогичные): метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случай­ностей и ассоциаций.

Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастет число неожидан­ных вариантов решения. Эта идея послужила основой метода ак­тивизации творчества, предложенного в 1926 т. профессором Бер­линского университета Ф. Кунце (метод каталога) и усовершенст­вованного в 50-х годах американским изобретателем Ч. Вайтингом (метод фокальных объектов).

Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения (упражнения типа: придумать фантастические животное, растение, ко­рабль и т. д.).
Слово "фокальный" говорит о том, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.

Этапы решения задачи с помощью МФО

1. Анализ условий задачи, определение недостатков исходного объекта.

2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих отношения к задаче.

3. Определение и запись в таблицу 6—10 признаков случайных предметов.

4. Генерация (выработка) новых технических решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом, доработка и анализ полученных решений.

5. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.

 

Покажем пошаговую реализацию МФО на примере задачи «Выбор объекта и цели его усовершенствования».

1. Выбор фокального объекта (например, часы).

2. Выбор трех-четырех случайных объектов (их берут наугад из словаря, каталога, технического журнала и т. д. Например, кино, змея, касса, полюс).

3. Составление списков признаков случайных объектов (напри­мер, кино: широкоэкранное, звуковое, цветное, объемное и т. д.).

4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объ­екту признаков случайных объектов (например, широкоэкранные часы, звуковые часы, объемные часы и т. д.).

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциа­ций (например, широкоэкранные часы: вместо узкого циферблата взят широкий; может быть узкий циферблат, который иногда рас­тягивается в широкий, проецируется куда-то... и т. д.).

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений (целесо­образно поручить оценку эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать нужные решения).

 

Задание:

  1. Изучить информацию по теме урока.
  2. Выполнить практическую работу.

Практическая работа

 В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение