Суббота, 04.05.2024, 17:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МАЗУНИНСКАЯ СОШ: ОБУЧАЕМ ДИСТАНЦИОННО

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Гуманизм - основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение

Здравствуйте!

Тема урока: гуманизм - основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение.

Цель урока: познакомиться с особенностями эпохи, узнать основные имена деятелей искусства этой поры и их произведения.

Инструкция: ознакомьтесь с текстом урока, выполните задания, данные ниже. Фото ответов (скриншот, электронный текстовый документ) вышли учителю.

После спада готических и церковных традиций позднего Треченто (XIV век) наступил новый, второй этап итальянского Возрождения. Этот период мощного, радостного взлета культуры, охвативший весь XV век, получил название раннего Возрождения, или Кватроченто.

Центром формирования художественной культуры раннего Возрождения, как и во времена Проторенессанса, была Флоренция.

Политическое управление Флоренцией с 1434 г. осуществлялось семейством Медичи. Представители этой семьи были не только крупнейшими банкирами, но и тонкими ценителями искусства. Время правления Лоренцо Великолепного, внука Козимо Медичи, было наиболее ярким в истории Флоренции, которая стала величайшим культурным центом Европы того времени.

Для культуры Кватроченто характерно тщательное изучение наследия античности, стремление понять и объяснить реальную жизнь, сближение искусства и науки, появление широко образованных, всесторонне развитых людей (универсальных личностей). (Задание 1: найди в учебнике - параграфе 1 - определение термина "гуманизм" и как новое мировоззрение отразилось на архитектуре раннего Возрождения. Запиши в тетрадь.) Именно в это время архитектор, математик, музыкант и писатель Леон Баттиста Альберти (1404-1472) написал научные трактаты об архитектуре и создал теорию линейной перспективы*, а флорентийский историк и гуманист Леонардо Бруни возродил античную калокагатию - гармонию духа и тела, обращая особое внимание на эстетическое воспитание и индивидуализацию обучения. (Задание 2: обратившись к учебнику, напиши, как видел Л.Б.Альберти "идеальный" город.)

* техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности, при которой изображаемые объекты уменьшаются по мере их удаления от переднего плана, а все линии сходятся в одной точке горизонта. Построение линейной перспективы считается одним из самых простых и эффективных способов создания иллюзии глубины пространства.

Новый стиль ярче всего проявился в архитектуре. Основными постройками того времени были храмы (центрально-купольные и базилики) и дворцы аристократии (палаццо).

Родоначальником возрожденческого стиля в зодчестве стал Филиппо Брунеллески (1377-1446), чьё творчество отличалось рациональностью, естественностью, совершенством инженерно-строительных решений, гармоничностью и строгостью пропорций. Его первая работа - грандиозный (диаметром 42 метра) восьмигранный купол над собором Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Брунеллески удалось облегчить вес купола и уменьшить силу распора путем создания каркасной системы пустотелого купола с двумя оболочками: нижняя, более толста - несущая и тонкая верхняя - защитная. Купол стал символом Флоренции. (Задание 3: в чем "готичность" купола, а в чем "ренессансность"? - стр.18-19 учебника.)

Первое гражданское сооружение эпохи - здание Воспитательного дома для покинутых младенцев (Приют невинных) - стал поистине ренессансным произведением Брунеллески. Оно отличалось ясной и четкой горизонтальной композицией. Двухэтажный фасад протянулся по одной из сторон площади Санта-Аннунциата. Нижний этаж здания открывается девятью аркадами** на стройных изящных колоннах, под арками располагаются девять прямоугольных окон. Невысокая лестница почти во всю ширину фасада словно приглашает вступить под своды аркад. Открытость фасада, соразмерность высоты здания росту человека (в отличие от готических построек с их высокими сводами), четкий план, прекрасные легкие пропорции, простые формы создают впечатление равновесия и гармонии. Позже промежутки между арками были украшены цветными керамическими медальонами с рельефами, изображающими спелёнатых младенцев***.

**Аркада - часть архитектурного сооружения - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны и обычно образующих открытую галерею вдоль здания.

***«Флорентийский младенец», изображённый в тондо на фасаде Приюта невинных, в некоторых странах стал символом педиатрии.

 

Напротив Приюта невинных выстроили аналогичную лоджию дома Братства сервитов (слуг Девы Марии), третью сторону площади украшал портик церкви Сантиссимы Аннунциаты. Все три здания вместе образовали площадь, напоминающую клуатр с аркадами по периметру, на со всех сторон разомкнутый. (Задание 4: выпиши определение клуатра из учебника.)

Своеобразие ордерного мышления Брунеллески нашло дальнейшее развитие в центрических купольных храмовых сооружениях, в которых применялись сочетание ордера, арок и купола, а для стен - пилястры.

Ф. Брунеллески. Интерьер. Церковь Сан-Спирито. XV век, Флоренция

Именно такой тип базилики, как церковь Сан-Спирито, стал ориентиром при строительстве всех прочих культовых сооружений эпохи Возрождения. (Задание 5: как традиционная трехнефная базилика Сан-Спирито приобрела ренессансный облик? Кратко, стр. 20-21.)

В период Кватроченто сложился новый тип городского дворца - палаццо. Во Флоренции сохранились палаццо Питти и палаццо Пацци, которые относят к постройкам круга Брунеллески; палаццо Медичи-Риккарди (М. ди Бартоломео); палаццо Ручеллаи (Альберти). Все эти дворцы имели общие черты: квадратный план с открытым внутренним двором, вокруг которого группируются все помещения; довольно суровый внешний облик; укладка стен грубо отёсанным (рустованным) камнем или кирпичом; горизонтальное, трехэтажное членение фасада; использование аркады вдоль стен внутреннего двора.

Ф Брунеллески. Палаццо Питти, VX век

Предлагаю посмотреть следующее видео. Оно более подробно расскажет вам об архитектуре этой эпохи.